Политология

История политической науки

Grandars Социология Политология

Статус самостоятельной науки политология получила решением ЮНЕСКО в 1948 г. Сам термин «политическая наука» появился в середине ХIХ века. Но это не значит, что до середины ХIХ века не было никаких политических теорий.

Первые представления о политике возникли за несколько тысячелетий до нашей эры, когда в позднем первобытном обществе возникла политическая власть, а затем появились и древние цивилизации с сильным государственным аппаратом. Знания о политике постоянно изменялись:

  • а) изменялась сама политика как особый феномен;
  • б) менялись запросы к науке со стороны политической жизни;
  • в) постепенное накопление знаний о политике приводило к их качественному росту.

Политические идеи в период античности

Политическая мысль древности носила религиозно-мифологический характер. Сами правители виделись как нечто сверхъестественное. Фараон в Древнем Египте, император в Древнем Китае считались сынами божества.

Научные представления о политике появились в эпоху античности. С этим временем связаны попытки описания происхождения и функционирования политической власти без ссылок на потусторонние силы.

Так Сократ (468-399 гг. до н.э.) в описании политики использовал уже теоретические обобщения свойственные для науки. Он пришёл к выводу, что в основе политической жизни лежит закон. Сократ полагал, что если в обществе власть основана на воле народа и закона, то это царство, если на произволе правителя — тирания. Власть богатства он называл плутократией. Сократ полагал, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам; исходя из этого, он подвергал суровой критике недостатки современной ему афинской демократии.

Платон (427-347 гг. до н.э.) был учеником и последователям Сократа. По существу, все взгляды Сократа дошли до нас в изложении Платона. Среди многочисленных его трудов своей направленностью на анализ политической жизни отличаются такие его работы как «Государство», «Политик», «Законы». Платон дает уже более детальную по сравнению с Сократом классификацию форм государственного правления. Так он выделяет правильные формы — монархию и аристократию и искаженные — тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих богатых), демократию, тиранию. Платон создал модель идеального государства, где правящим сословием, по его мнению, должны быть философы. В этом государстве все частные интересы должны быть подчинены задаче целого. В своей теории Платон отстаивал приоритет блага государства над благом отдельного индивида.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) часто именуется отцом политической науки. Среди других наук он считал ее самой главной, ибо в человеке он видел «политическое животное», задачей которого является участие в делах общества.

В отличие от Платона Аристотель не создавал идеальных моделей государства, а занимался анализом существующих форм правления. Так он рассмотрел конституции 158 полисов-государств и дал детальную типологию форм правления. Среди них он вслед за Платоном выделял правильные и неправильные формы правления.

К правильным формам правления он отнес монархию (правление одного в интересах общего блага), аристократию (правление немногих лучших ради блага всех), политию (правление лучшего большинства -лучших представителей бедных и богатых — ради общего блага).

К неправильным — тиранию, олигархию (правление немногих богатых в собственных интересах), демократию (неограниченное правление неимущего большинства в своих интересах). Здесь демократия у него отождествляется по существу с охлократией (властью толпы). Наилучшей формой правления он считал политию.

Среди древнеримских мыслителей, оказавших наиболее сильное влияние на развитие политической науки, следует назвать Цицерона (106 — 43 гг. до н.э.). Он во многом обобщил и развил положения своих древнегреческих предшественников (идея общего блага, торжества закона, типология форм правления — он высказывается за смешанную форму, за гуманную и нравственную политику). По сравнению со своими предшественниками он сделал шаг вперед: его работы носят более четко выраженный политологический характер.

Политическая мысль Средневековья

В средние века политическая мысль носила сильную религиозную окраску. Весь мир, в том числе и сфера политики, объяснились как следствие проявление божественной воли. Достаточно ярко это отражено во взглядах таких средневековых мыслителей как Аврелий Августин и Фома Аквинский

Аврелий Августин (354-430) создал учение, изложенное в книге «О граде божием», о разделении власти на духовную и светскую и их взаимодействии, учение о двух градах — божьем и земном. «Град божий» представлен на земле церковью, «град земной» — это созданное людьми государство. Августин отстаивал идею верховенства церковной власти, но признавал самостоятельность и земной власти. Он призывал к взаимодействию двух видов властей, выдвигая доктрину «двух мечей», обосновывающую единство двух властей при приоритете власти церкви. Земное государство, согласно Августину, призвано служить церкви и приближать мир земной к небесному, поддерживая в нем порядок. Учению о формах правления Августин не придавал значения.

Фома Аквинский (1225-1274) считал власть государя обусловленной божественной волей. Светской власти, по его мнению, подчиняется только тело людей, а не их дух. Поэтому верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский считал возможным сопротивление государственной власти вплоть до восстания, если она носит богопротивный характер. Рассматривая формы правления, он, следуя за Аристотелем, делил их на справедливые и несправедливые. Его симпатии принадлежали монархии, как наилучшей формы правления, т.к. «одни управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым» («О правлении государей»).

Политические концепции ХV — XVIII вв

Отказ от религиозной догматики и возврат к рационализму античности связан с эпохой Возрождения.

Основателем новой науки о политике явился итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). Его главный труд «Государь», где он рассматривает государственную власть с чисто земных позиций. Он полагал, что сфера политического развивается по своим законам, не совпадающим с законами других сфер — экономики и нравственности. Так он доказывал, что полезное для власти может противоречить нормам морали. Макиавелли обосновывал принцип: «цель оправдывает средства». Подобные воззрения и практику часто и в настоящее время называют макиавеллизмом. Однако следует отметить, что Макиавелли имел в виду под целью, которая оправдывает средства, не любую цель, а общее дело, интересы отечества.

Заметный вклад в политической мысли оставил французский ученый и юрист Жан Бодэн (1530-1596). В трактате «Шесть книг о государстве» он разрабатывает концепцию государственного суверенитета, актуальную и в наши дни. По его мнению, суверенитет — это постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти, эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми. Концепция государственного суверенитета служила в то время теоретическим обоснованием абсолютной монархии, способствовала преодолению феодальной раздробленности.

Достижением Нового времени и эпохи Просвещения, как одного из периодов Нового времени, явилась концепция «общественного договора», согласно которой происхождение государства связано не с божественной волей, а является следствием свободного волеизъявления людей, стремящихся упорядочить свои взаимоотношения. Ее родоначальником считается голландский ученый и государственный деятель Гуго Гроций (1583-1645).

Эту концепцию также разрабатывали английские философы Гоббс и Локк. Так Томас Гоббс (1588-1674), в своей книге «Левиафан» (Левиафан — это библейское чудовище, с которым Гоббс отождествляет государство) видит в государстве результат общественного согласия, передачи отдельными людьми части личных прав и свобод единому органу ради обеспечения собственной безопасности. По его мнению, задачей государства является прекращение естественного состояния общества — “войны всех против всех”.

Джон Локк(1632-1701) высказал идею об естественных правах человека — праве на жизнь, свободу, собственность. Он считал политическую свободу гарантией свободы экономической. Локк в числе первых заговорил о необходимости разделения власти. Им предлагалось разделить государственную власть на законодательную и исполнительную, включающую в себя судебную власть.

Французский мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778), исходя из концепции общественного договора, обосновал принцип народного суверенитета как власти направляемой общей волей. Руссо и другие приверженцы концепции общественного договора считали возможным свержение власти, если она перестает служить интересам общества.

Интересные идеи были высказаны другим французским политическим мыслителем Шарлем Луи Монтескье (1689-1755). Его основной труд «О духе законов». Вслед за Локком он также говорил о необходимости разделения власти, говоря уже о трех ветвях власти — законодательной, исполнительной и судебной. Эти ветви власти, по его мнению, должны быть независимы друг от друга и удерживать друг друга от произвола и злоупотреблений. Выделяя три основные формы правления: республику, монархию и деспотию, он отдавал предпочтение конституционной монархии. Он писал также о влиянии климата на форму правлению, говоря, например, о том, что жаркий климат порождает вялость людей, а отсюда и возможность деспотической формы правления. Но с развитием общества, полагал Монтескье, эта зависимость форм правления от климата уменьшается и «мораль побеждает климат».

Содействовали развитию политической мысли французские философы-просветители Д.Дидро, П.Гольбах, К.Гельвеций, Ж.Ламетри, американский философ и третий президент США Томас Джеферсон и др.

Весомый вклад в развитие политической мысли внесли такие представители немецкой классической философии как Кант и Гегель. Иммануил Кант (1724 — 1804) считается одним из главных основателей идеологии либерализма. Он отстаивал идею автономии личности и равенства всех граждан перед законом. Кант дал философское обоснование правового государства. Трактат Канта «К вечному миру» предлагает достижение вечного мира путем создания всеохватывающей федерации равноправных государств, функционирующих по республиканскому типу. Вечный мир, по его мнению, далекая, но вполне достижимая цель.

Георг Гегель (1770 -1831) в своей работе «Философия права» показал роль государства в общественной жизни, его взаимодействие с гражданским обществом. Гражданское общество, по его мнению, это совокупность формально равных индивидов, реализующих свои личные интересы и разделенных на сословия. Гегель высоко оценивал государство, говоря о нем как о «шествии бога в мире». Вся история человечества по Гегелю — это процесс осознания человеком свободы. Свободным человек становится, осознавая свою принадлежность к всеобщему. Государство, выражая всеобщий интерес, является воплощением свободы. Идеальной формой государства он считал конституционную монархию.

Существенно обогатили мировую политическую мысль идеи, высказанные основоположниками марксизма. Карл Маркс (1818 — 1883) и Фридрих Энгельс (1820 — 1896) главным фактором в общественной жизни считали экономику. Экономика, по их мнению, определяет развитие других сфер общественной жизни, в том числе и политики. Движущей силой истории они считали классовую борьбу. Решение всех проблем общественной жизни они видели в революции и переходе к коммунистическому обществу, обществу социального равенства, где не будет государства, как силы стоящей над обществом. Общество будет функционировать на началах самоуправления. В переходный период от капитализма к коммунизму они считали необходимым наличие диктатуры пролетариата с государством особого типа.

Становление политологии как самостоятельной науки

До XIX века можно было говорить лишь о существовании политических взглядов в рамках философских, юридических теорий, исторических описаний, публицистических работ. Особой науки о политики не было. По вопросу об институционализации политологии, становлении политологии как отдельной науки единства мнений нет. Здесь спор идет между Германией и США. Одна точка зрения состоит в том, что политология образовалась в Германии в первой половине XIX века из правовой школы. Другая — относит появление политологии к событиям в США, происшедшим в 50-е годы XIX века.

Так как на сегодняшний день в мире доминирует американская политологическая наука, то в мировом политологическом сообществе доминирует вторая точка зрения. Согласно ей происхождение политической науки связано с именем Фрэнсиса Лейбера, который в 1857 году начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории. Это создало условия для открытия там уже Джоном Берджесом высшей школы политической науки: в ней стали готовиться специалисты в области политологии и присваиваться ученые степени по политическим наукам. С 1886 г. стал выходить ежеквартально специализированный политологический журнал. В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук.

В становление политологии вносили вклад не только американские ученые. Широкая сеть политических научных и учебных центров возникает в Западной Европе. Так, в 1871 г. во Франции создается свободная школа политической науки, ныне — Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. основана Лондонская школа экономической и политической науки. На сегодняшний день невозможно представить политическую науку без идей, внесенных европейскими исследователями — М. Вебером, В.Парето и др.

Немецкий ученый Макс Вебер (1864 — 1920) является классиком, не только политической, но и философской и социологической мысли. В области политологии он известен как автор учений о типах легитимности власти (традиционном, легально-рациональном и харизматическом), о сущности власти, об особенностях государства (оно имеет право на легальное насилие). До сих пор большое значение имеет его теория рациональной бюрократии.

Итальянский исследователь Вильфред Парето (1848 — 1923) является создателем теории политических элит. Согласно ему вся политическая жизнь представлена борьбой двух типов элит: «львов» и «лис», сменяющих друг друга у власти.

Окончательное становление политологии как самостоятельной науки связано с решением ЮНЕСКО в 1948 году о статусе и структуре политической науки. В 1949 году под эгидой ЮНЕСКО была создана международная ассоциация политической науки.

0.093 сек.