Политология

История развития политической мысли

Grandars Социология Политология

Развитие политической мысли начинается с возникновения самой политики и государственных форм правления. Каждый рационально мыслящий правитель или государственный деятель, чтобы сохранить и приумножить свою личную власть и могущество своего государства, стремится находить наилучшие формы политической организации и способы политического управления. Например, царь Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) вошел в историю как преуспевающий политик, полководец и составитель одного из древнейших сводов законов (Законов Хаммурапи).

Израильско-иудейский царь Соломон (965-928 гг. до н. э.) провел ряд успешных государственных реформ и вошел в историю как необычайно мудрый правитель. Афинский архонт Солон (640-559 гг. до н. э.) также вошел в историю как умелый правитель-реформатор.

Однако приведенные примеры — всего лишь отдельные дошедшие до нас эпизоды из богатой политической истории древних государств. Первые попытки систематизировать знания о политике и придать им наукообразную форму начинают предприниматься с VI — IV вв. до н. э. такими учеными, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и другие. С этого периода времени и до наших дней политическая мысль прошла несколько исторических этапов развития. Рассмотрим наиболее важные из них.

Философско-этическая концепция политической мысли Древнего мира

Конфуций (Кун Цзы, 551-479 гг. до н. э.) — знаменитый философ и педагог Китая, один из основателей философско-этической концепции политики. В основе его политического учения лежали принципы строгого порядка, основанного на моральных нормах. Стабильность в обществе и порядок в государстве, по мнению Конфуция, могут быть обеспечены лишь при строгом соблюдении каждым своих прав и обязанностей. По его мнению, богатство государства измеряется богатством его подданных и что нельзя допускать чрезмерного имущественного неравенства, которое чревато общественными потрясениями. Конфуций считал, что государство является не самоцелью, а средством обеспечения блага народа.

Сократ (469-347 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, принципиальный сторонник законности и моральной политики. Он первым в истории сформулировал идею разрешения возникающих между индивидом и государством конфликтов посредством договорных отношений. Так, если гражданин, достигший совершеннолетия, не согласен с действующими в государстве порядками, то он вправе покинуть пределы государства со всем своим имуществом. Но остающиеся граждане должны выполнять все веления государства и его органов.

Платон (427-347 гг. до н. э.) — выдающийся древнегреческий философ, один из величайших мыслителей в истории человечества. Основу учения Платона об обществе и государстве составили диалоги «Государство», «Политик», «Законы».

Развивая идеи Сократа о различных формах государственного устройства, Платон выделял такие «неправильные» формы власти, как тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия и тирания. К «правильным» формам он относил монархию и аристократию.

Как противовес этим формам Платон выдвигал теорию идеального государства, согласно которой власть в идеальном государстве должна принадлежать философам, так как только им доступны истинные знания и добродетель. Второй социальный слой в идеальном государстве составляют стражи и воины, которые охраняют государство. Третий слой — крестьяне и ремесленники, которые обеспечивают материальный достаток государства. При этом каждый должен заниматься своим делом, тогда все в государстве преисполнятся «благополучия и радости».

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — выдающийся древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель А. Македонского. Свои основные социально-политические взгляды Аристотель изложил в работе «Политика». По его мнению, началом политики является этика, поэтому она должна быть добродетельной и справедливой. «Политическая справедливость» рассматривалась им как всеобщее благо, но она возможна только между свободными и равными людьми (не рабами).

Если у Платона государство является как бы самоцелью (первоосновой), то Аристотель рассматривал государство как результат естественного развития человека (семьи, селения), как некую высшую форму общежития: «Человек по природе своей есть существо политическое». Но государство для человека является величайшим благом.

Главная отличительная черта гражданина — добродетель, но ею не могут обладать люди, занимающиеся физическим трудом и торговлей.

Политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать «правильные» законы.

Цицерон (106-43 гг. до н. э.) — римский оратор, государственный деятель, писатель. Если для Платона и Аристотеля естественное право (истинный закон) были неотделимы от государства и возникали вместе с государством, то Цицерон в работе «О государстве» утверждал, что естественное право (истинный закон) возникло раньше, чем писаные законы и само государство.

Ограниченность философско-этической концепции заключается в том, что мыслители в своих трудах описывали идеальные формы государства (каким оно должно быть, а не какое оно есть в реальности).

Религиозная концепция политической мысли (Средние века)

В Средние века социально-политическая мысль развивалась в тесном взаимодействии с религией.

Августин Аврелий (354-430 гг.) — епископ Гиппонский, один из создателей христианской политической теории.

Более реалистическую концепцию государственного и общественного управления разрабатывал другой известный религиозный деятель и мыслитель, Фома Аквинский (1224-1274 гг.). Он значительно обогатил религиозную концепцию государства. По мнению этого мыслителя, государство имеет позитивную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей.

Религиозная концепция государства способствовала дальнейшему развитию политической мысли. В частности, она внесла в общение людей дух нового христианского правосознания. И хотя религия учила людей беспрекословно подчиняться власти, все же между государством и обществом появляются христианские нормы морали, что способствовало индивидуализации правового сознания людей.

Гражданская концепция политической мысли

Разложение феодальных отношений и развитие новых буржуазных (XVI — XVII вв.) способствовали освобождению социально-политических идей от влияния религии.

Никколо Макиавелли (1469-1527) — выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель. Свои основные политические взгляды и убеждения он изложил в таких произведениях, как «Рассуждения на 1 декаду Тита Ливия», «Государь», «О военном искусстве», «История Флоренции».

Томас Гобсс (1588-1679) — выдающийся английский философ и политический мыслитель. Основной его политический труд — книга «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Концепция Т. Гоббса была направлена на разработку светской теории политической власти и государства, т. е. он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти.

Джон Локк (1632-1704) — английский философ и политик, родоначальник либерализма.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский политический философ, историк, правовед, социолог, внесший большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли.

Социальная концепция политической мысли

Гражданская концепция политической мысли, казалось бы, подготовила достаточно солидную базу для дальнейшего развития индивида, общества и государства. Однако в реальности все оказалось гораздо сложней.

Созданные по воле большинства законы становились обязательными для всех, и если индивид или группа имели свое отличное от других мнение, то «общая воля» принуждала их быть как все (кто не с нами, тот против нас). Таким образом, меньшинство становилось заложником большинства. Французский политолог Алексис Токвиль (1805-1859) охарактеризовал такое положение словами «политическая тирания большинства».

Джон Милль (1806-1873) — английский ученый, в своей работе «Размышление о представительном правлении» предложивший систему пропорционального представительства и максимальное участие граждан в управлении социальным государством. Такое представительство будет способствовать избавлению меньшинства от доминирующей воли большинства.

Алексис Токвиль (1085-1859) — французский политик, социолог и историк, считал, что представительная система выборов и декларируемое политическое равенство людей не избавляют их от эгоизма и нищеты. Для того чтобы избежать социального подчинения, граждане должны добровольно кооперироваться в свободные учреждения местного самоуправления и добровольные политические и гражданские ассоциации. Таким образом они смогут защищать свои интересы и непосредственно участвовать в управлении обществом.

Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся немецкий политический экономист и социолог, утверждал, что общество является ареной постоянной политической борьбы между различными социальными группами и общественными классами.

В XX в. либеральная концепция (неолиберализм) политической мысли стала больше ориентироваться на социальные проблемы общества. Принимаются антимонопольные законы, увеличиваются налоги на сверхприбыли. Перераспределение доходов через государственные органы и благотворительные организации позволяет уменьшать разрыв в доходах между наиболее богатыми и наиболее бедными слоями населения.

0.059 сек.