История развития политической мысли
Grandars.ru » Социология » Политология »
« вернуться Политология

История развития политической мысли

Развитие политической мысли начинается с возникновения самой политики и государственных форм правления. Каждый рационально мыслящий правитель или государственный деятель, чтобы сохранить и приумножить свою личную власть и могущество своего государства, стремится находить наилучшие формы политической организации и способы политического управления. Например, царь Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) вошел в историю как преуспевающий политик, полководец и составитель одного из древнейших сводов законов (Законов Хаммурапи).

Израильско-иудейский царь Соломон (965-928 гг. до н. э.) провел ряд успешных государственных реформ и вошел в историю как необычайно мудрый правитель. Афинский архонт Солон (640-559 гг. до н. э.) также вошел в историю как умелый правитель-реформатор.

Однако приведенные примеры — всего лишь отдельные дошедшие до нас эпизоды из богатой политической истории древних государств. Первые попытки систематизировать знания о политике и придать им наукообразную форму начинают предприниматься с VI — IV вв. до н. э. такими учеными, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и другие. С этого периода времени и до наших дней политическая мысль прошла несколько исторических этапов развития. Рассмотрим наиболее важные из них.

Философско-этическая концепция политической мысли Древнего мира

Конфуций (Кун Цзы, 551-479 гг. до н. э.) — знаменитый философ и педагог Китая, один из основателей философско-этической концепции политики. В основе его политического учения лежали принципы строгого порядка, основанного на моральных нормах. Стабильность в обществе и порядок в государстве, по мнению Конфуция, могут быть обеспечены лишь при строгом соблюдении каждым своих прав и обязанностей.

Успешное управление государством Конфуций связывал не с официальным обезличенным законодательством, а с мудростью добродетельного правителя и его достойных помощников. Идеи добродетели, справедливости и гуманности — важнейшие в этическом учении Конфуция. Он считал, что интересы государства не должны противоречить интересам народа и что всякое насилие над человеком неминуемо вызовет в нем столь же сильное противодействие. По его мнению, богатство государства измеряется богатством его подданных и что нельзя допускать чрезмерного имущественного неравенства, которое чревато общественными потрясениями. Конфуций считал, что государство является не самоцелью, а средством обеспечения блага народа.

Сократ (469-347 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, принципиальный сторонник законности и моральной политики. Он первым в истории сформулировал идею разрешения возникающих между индивидом и государством конфликтов посредством договорных отношений. Так, если гражданин, достигший совершеннолетия, не согласен с действующими в государстве порядками, то он вправе покинуть пределы государства со всем своим имуществом. Но остающиеся граждане должны выполнять все веления государства и его органов.

Сократ подразделял политические режимы на следующие типы.

Царство — власть, основанная на воле народа и государственных законах; тирания — власть, основанная на воле правителя; аристократия — правление лиц, исполняющих законы; демократия — власть, основанная на воле всех.

Тиранию Сократ считал режимом беззакония, насилия и произвола. Главный недостаток демократии он видел в некомпетентности избранных ее должностных лиц. Наиболее рациональным способом государственного управления он считал аристократию, которая управляет на основе хороших законов.

Платон (427-347 гг. до н. э.) — выдающийся древнегреческий философ, один из величайших мыслителей в истории человечества. Основу учения Платона об обществе и государстве составили диалоги «Государство», «Политик», «Законы».

Развивая идеи Сократа о различных формах государственного устройства, Платон выделял такие «неправильные» формы власти, как тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия и тирания. К «правильным» формам он относил монархию и аристократию.

Как противовес этим формам Платон выдвигал теорию идеального государства, согласно которой власть в идеальном государстве должна принадлежать философам, так как только им доступны истинные знания и добродетель. Второй социальный слой в идеальном государстве составляют стражи и воины, которые охраняют государство. Третий слой — крестьяне и ремесленники, которые обеспечивают материальный достаток государства. При этом каждый должен заниматься своим делом, тогда все в государстве преисполнятся «благополучия и радости».

В диалоге «Политик» Платон рассуждал об искусстве государственного управления как о своего рода знаниях. В диалоге «Законы» он отмечал, что правильные формы правления должны основываться на справедливых законах. По мнению Платона, люди, находящиеся у власти, должны подчиняться законам даже с большей готовностью, чем те, кто подчиняется этой власти. Власть деспота развращает и поработителей, и порабощенных. Поэтому борьба с деспотизмом — первейшая задача людей.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — выдающийся древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель А. Македонского. Свои основные социально-политические взгляды Аристотель изложил в работе «Политика». По его мнению, началом политики является этика, поэтому она должна быть добродетельной и справедливой. «Политическая справедливость» рассматривалась им как всеобщее благо, но она возможна только между свободными и равными людьми (не рабами).

Если у Платона государство является как бы самоцелью (первоосновой), то Аристотель рассматривал государство как результат естественного развития человека (семьи, селения), как некую высшую форму общежития: «Человек по природе своей есть существо политическое». Но государство для человека является величайшим благом.

Аристотель более чем на 2 тыс. лет предвосхитил понимание статуса «гражданин» в его правовом и политическом значении.

По его мнению, гражданин — не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах. Главная отличительная черта гражданина — добродетель, но ею не могут обладать люди, занимающиеся физическим трудом и торговлей.

Аристотель, как и Платон, тоже делил формы политического устройства на «правильные» и «неправильные». К «правильным» он относил монархию, аристократию и политик), к «неправильным» — тиранию, олигархию и демократию. В «правильных» формах правители заботятся об общем благе, в «неправильных» — о личном благе или благе немногих.

Из всех форм правления наибольшее предпочтение Аристотель отдавал политии — идеально сконструированной «средней» форме государственного правления. Полития включает три формы, три принципа: аристократия предполагает принцип добродетели; олигархия — богатство; демократия — свободу. Такой симбиоз трех различных форм и принципов, по мнению Аристотеля, мог бы дать наилучшую (идеальную) форму управления государством.

Аристотель одним из первых в научной теории предпринял попытку описания социальной структуры реального общества. Он делил общество на три сословия: высшее, среднее и низшее. При этом в качестве важнейших источников возникающих в обществе конфликтов и распрей Аристотель называл имущественное неравенство людей и неравенство получаемых ими почестей. Он был противником чрезмерной концентрации богатства в руках олигархов и считал, что они всегда стремятся узурпировать власть и деньги. Также он был против чрезмерной нищеты, ибо она порождает борьбу за передел собственности. Источником социальной стабильности Аристотель считал людей среднего достатка: чем больше таких людей в обществе, тем более стабильно оно развивается. Политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать «правильные» законы.

Цицерон (106-43 гг. до н. э.) — римский оратор, государственный деятель, писатель. Если для Платона и Аристотеля естественное право (истинный закон) были неотделимы от государства и возникали вместе с государством, то Цицерон в работе «О государстве» утверждал, что естественное право (истинный закон) возникло раньше, чем писаные законы и само государство. Источник этого высшего закона — божественное начало и рациональная, социальная природа людей. Этот закон распространяется на всех людей, и отменить или ограничить его невозможно. Государство же является лишь воплощением того, что существует в природе и обществе.

Доктрину естественного права наследовали римские юристы (римское право) и отцы церкви, да и сама идея «правового государства» берет свои истоки из природного (неотчуждаемого) высшего закона, о котором говорил Цицерон.

Философско-этическая концепция политической мысли Древнего мира внесла значительный вклад в развитие учения о государстве, о политике, о законах. Детально были изучены (описаны) различные формы устройства государства, типы политических режимов, определены некоторые методы рационального управления государством, значительный вклад был сделан в разработку нормативно-правовой базы государственного устройства.

Ограниченность философско-этической концепции заключается в том, что мыслители в своих трудах описывали идеальные формы государства (каким оно должно быть, а не какое оно есть в реальности). Государство рассматривалось ими как первооснова всей жизни людей. Человек, общество и право вне государства как бы ничего не значат. Только государство способно обеспечить человеку добродетель и справедливость. Лишь Цицерон попытался разграничить государство и общество, государство и право.

Религиозная концепция политической мысли (Средние века)

В Средние века социально-политическая мысль развивалась в тесном взаимодействии с религией. Но если в период язычества религия, по сути, сливалась с государством и их функции непросто было разграничить, то в эпоху Средневековья (V-XV вв.) христианство стало претендовать на некую особую роль в обществе и государстве. По отношению к обществу оно берег на себя целый ряд социальных функций, которые не просто предлагаются, а навязываются людям, и от них нельзя отказаться.

В отношениях с государством церковь, в зависимости от складывающихся обстоятельств, проводила достаточно гибкую политику: то пыталась доминировать над государственной властью («град божий — есть высший град»); то соблюдала формальный нейтралитет («богу — богово, кесарю — кесарево»); то послушно соглашалась с государственной волей («всякая власть от бога»).

Рассмотрим взгляды некоторых наиболее ярких представителей религиозной концепции политической мысли.

Августин Аврелий (354-430 гг.) — епископ Гиппонский, один из создателей христианской политической теории. В своем сочинении «О граде божием» он изложил свою политическую доктрину. Августин резко противопоставлял церковь и государство: «град божий» и «град земной». Град земной включает в себя дьявольскую волю, становится общественным тираном. Истинное же государство, по мнению Августина, будет реализовано только после второго пришествия Христа, когда произойдет окончательное отделение праведных от грешных.

Государство рассматривалось Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Для совершенствования государственного управления Августин предлагал идеи обновления града земного в русле христианской добродетели и гуманизма. Тем самым подчеркивалась особая роль церкви в решении общественных и политических проблем.

Более реалистическую концепцию государственного и общественного управления разрабатывал другой известный религиозный деятель и мыслитель, Фома Аквинский (1224-1274 гг.). Он значительно обогатил религиозную концепцию государства. По мнению этого мыслителя, государство имеет позитивную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей.

В работе «Сумма теологий» Ф. Аквинский рассматривал право вечное, божественное, естественное и позитивное.

  • Вечное право — это мудрость Бога, оно направляет все развитие мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права.
  • Божественное право (заповеди) — дополнительное руководство к естественному праву.
  • Естественное право — это присущие всем нормальным людям стандарты истины и справедливости.
  • Позитивное право — это вводимые государством законы, которые не позволяют людям делать зло и нарушать мир. Позитивный закон, подчеркивал Ф. Аквинский, вводится согласно разуму. Это означает, что и монарх подчиняется разуму и естественному праву, как любой человек.

Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному нраву и разуму, то оно незаконно и является искажением права. Только в данном случае Ф. Аквинский признавал правомерным выступление народа против монарха. В иных случаях выступление против власти является смертным грехом.

Религиозная концепция государства способствовала дальнейшему развитию политической мысли. В частности, она внесла в общение людей дух нового христианского правосознания. И хотя религия учила людей беспрекословно подчиняться власти, все же между государством и обществом появляются христианские нормы морали, что способствовало индивидуализации правового сознания людей.

Гражданская концепция политической мысли

Разложение феодальных отношений и развитие новых буржуазных (XVI — XVII вв.) способствовали освобождению социально-политических идей от влияния религии. В наиболее развитых странах Западной Европы постепенно формируется и утверждается гражданская концепция политической мысли. В результате Реформации церкви государство освободилось от церковной опеки, а сама церковь освободилась от государства. Одним из результатов религиозных реформ явилась свобода совести и мирское признание христианина. Осознание того, что люди сами создают социальные и политические институты и решают возникающие проблемы, было поистине революционным. Политическая мысль приобретает светский характер.

Никколо Макиавелли (1469-1527) — выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель. Свои основные политические взгляды и убеждения он изложил в таких произведениях, как «Рассуждения на 1 декаду Тита Ливия», «Государь», «О военном искусстве», «История Флоренции». Их содержание позволяет определить Н. Макиавелли одним из ранних представителей политической теории капитализма. В своем «новом методе» он первым выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления. Н. Макиавелли считал, что политическая наука должна постигать истинное положение вещей, решать реальные задачи власти и управления, а не рассматривать воображаемые ситуации.

По мнению Н. Макиавелли, государство не божий промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми, между правителем и подданными. Цель этих отношений — обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности.

Власть любого государства должна опираться на хорошие законы и на сильное войско, а сам правитель должен быть подобен кентавру, соединяющему в себе силу льва и хитрость лисицы.

Из всех форм государственного правления Н. Макиавелли отдавал предпочтение республиканской форме. Он считал, что именно в ней возможно наилучшим образом сочетать блага и свободы граждан, соревнуясь друг с другом и заботясь как о частных, так и об общественных интересах. Но формы государственного правления устанавливаются не по прихоти отдельных личностей или групп, а в зависимости от соотношения постоянно борющихся сил.

Н. Макиавелли одним из первых предпринял попытку теоретического обоснования целесообразности применения в политике для достижения цели любых средств, в том числе и аморальных (цель оправдывает средства). Тем самым он вошел в историю как апологет (защитник, приверженец) беспринципной политики.

Томас Гобое (1588-1679) — выдающийся английский философ и политический мыслитель. Основной его политический труд — книга «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Концепция Т. Гоббса была направлена на разработку светской теории политической власти и государства, т. е. он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти.

Развивая теорию светского происхождения власти, философ пришел к выводу о том, что государство возникает в результате общественного договора. Он описывал хаос (войну всех против всех), в котором пребывали люди в догосударственном состоянии. В качестве основных причин возникновения конфликтов, характерных для естественного состояния людей, Т. Гоббс называл соперничество, недоверие и жажду славы.

По мнению Т. Гоббса, во-первых, хищность и жестокость человека превосходит даже хищность и жестокость волков и медведей, ибо человек «голоден, даже будучи сытым». Во-вторых, «причина взаимного страха лежит отчасти в природном равенстве людей, отчасти в их желании вредить друг другу». В-третьих, все люди стремятся к славе и из-за этого также конфликтуют.

Каждая их трех указанных причин порождает определенного рода конфликты. «Люди, движимые первой причиной, употребляют насилие, чтобы сделаться хозяевами личности, жен, детей и скота других людей; люди, движимые второй причиной, употребляют насилие в целях самозащиты; третья же категория людей прибегает к насилию из-за пустяков, из-за славы, улыбки, из-за несогласия во мнениях и из-за других проявлений неуважения непосредственно ли по их адресу или по адресу их родни, друзей, их нации, их сословия или их имени». Таким образом, Т. Гоббс видел основные причины социальных конфликтов преимущественно в субъективных свойствах и качествах человека, а не в объективно складывающихся отношениях.

По мнению Т. Гоббса, верховная власть государства абсолютна, но не тотальна: она не вмешивается в личные дела граждан. Люди вольны делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договоры, продавать и приобретать собственность и т. д.

Джон Локк (1632-1704) — английский философ и политик, родоначальник либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество и государство, и поставил личность выше общества и государства. По мнению философа, если будут защищены права каждого отдельного человека, то и в обществе в целом будет соблюдаться законность и порядок. Личности создают общество, а общество создает государство. Общество и государство — не одно и то же. Падение государства не означает падение общества. Общество может создать другую государственную власть, если существующая его не удовлетворяет.

Дж. Локк был сторонником ограниченной монархии, считая, что абсолютная монархия хуже, чем естественное (догосударственное) состояние. Он одним из первых выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную, при этом отдавая приоритет законодательной власти, которая, по его мнению, определяет политику государства. Основная же цель государства, считал Дж. Локк, — это защита прав личности.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский политический философ, историк, правовед, социолог, внесший большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли.

Остановимся на двух наиболее значимых фрагментах из его наследия.

В своей работе «Дух законов» Ш. Монтескье обосновывал теорию о том, что законы разрабатываются и принимаются обществом (государством) по совокупности факторов. «Многие веши управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа».

Анализируя труды своих именитых предшественников, Ш. Монтескье пришел к выводу о том, что политическая власть в обществе должна быть разделена на три основных вида: законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Своими научными трудами Ш. Монтескье как бы завершает архитектурное строение «здания» гражданской концепции политической мысли.

Социальная концепция политической мысли

Гражданская концепция политической мысли, казалось бы, подготовила достаточно солидную базу для дальнейшего развития индивида, общества и государства. Однако в реальности все оказалось гораздо сложней.

Созданные по воле большинства законы становились обязательными для всех, и если индивид или группа имели свое отличное от других мнение, то «общая воля» принуждала их быть как все (кто не с нами, тот против нас). Таким образом, меньшинство становилось заложником большинства. Французский политолог Алексис Токвиль (1805-1859) охарактеризовал такое положение словами «политическая тирания большинства».

Либерализм в экономической сфере (свобода частного предпринимательства, индивидуализм, конкуренция) приводит к тому, что значительная часть граждан оказывается за порогом бедности, не может воспользоваться «гарантированными» правами и свободами для реализации своих способностей. В политической сфере человек, отдавая часть своих полномочий (свою политическую волю) представительным органам власти, становится, по мнению Ж.-Ж. Руссо, рабом этой самой власти.

Осознавая явные изъяны в гражданской концепции государства, многие политические мыслители, стремясь найти выход из затруднительного положения, постепенно вырабатывают новую социальную концепцию политической мысли. В основе ее, по их мнению, должны быть гуманизм и социальная справедливость.

Джон Милль (1806-1873) — английский ученый, в своей работе «Размышление о представительном правлении» предложивший систему пропорционального представительства и максимальное участие граждан в управлении социальным государством. Такое представительство будет способствовать избавлению меньшинства от доминирующей воли большинства.

Алексис Токвиль (1085-1859) — французский политик, социолог и историк, считал, что представительная система выборов и декларируемое политическое равенство людей не избавляют их от эгоизма и нищеты. Для того чтобы избежать социального подчинения, граждане должны добровольно кооперироваться в свободные учреждения местного самоуправления и добровольные политические и гражданские ассоциации. Таким образом они смогут защищать свои интересы и непосредственно участвовать в управлении обществом.

Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся немецкий политический экономист и социолог, утверждал, что общество является ареной постоянной политической борьбы между различными социальными группами и общественными классами. Причинами социальных конфликтов являются не только экономические интересы (как считал К. Маркс), но и социокультурные, политические и другие факторы. Существующие в обществе отношения господства и подчинения придают социальным конфликтам характер политической борьбы — борьбы за власть и властные полномочия. С точки зрения М. Вебера, для того чтобы эффективно отстаивать свои права и свободы, отдельные индивиды должны консолидироваться в группы по интересам. А для того чтобы власть пользовалась доверием своего народа и могла эффективно управлять — она должна быть легитимной.

В XX в. либеральная концепция (неолиберализм) политической мысли стала больше ориентироваться на социальные проблемы общества. Принимаются антимонопольные законы, увеличиваются налоги на сверхприбыли. Перераспределение доходов через государственные органы и благотворительные организации позволяет уменьшать разрыв в доходах между наиболее богатыми и наиболее бедными слоями населения.

Многопартийная политическая система и отлаженная структура разделения властей в значительной степени позволяет осуществлять контроль за деятельностью властных структур. Отлаженная система выборов предоставляет возможность участвовать в формировании властных органов широким слоям населения.

Социальная концепция политической мысли, выдвинувшая идею создания социального государства, сумела ответить на целый ряд актуальных вопросов. Однако в ходе дальнейшего развития общества появляются новые проблемы, для решения которых необходимы новые концепции.