Интервьюирование

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону.

В зависимости от степени свободы исследователя выделяются интервью:

  • формализованное (стандартизованное), когда деятельность исследователя строго регламентирована вопросником и инструкцией для интервьюера. Такое интервью обычно проводится при опросе больших масс людей, поскольку однотипные ответы легко поддаются анализу;
  • полуформализованное (полуструктурированное, полустандартизованное), где порядок вопросов и их формулировки могут меняться в течение разговора;
  • неформализованное (неструктурированное, открытое), которое может проводиться без вопросника, а исследователь имеет возможность корректировать характер вопросов в зависимости от хода разговора. Такое интервью применяют при пилотажном исследовании, при опросе небольшого количества людей (например, экспертов), когда не требуется классифицировать и сравнивать результаты интервью.

Таким образом, опрос является одним из основных методов получения данных о состоянии общественного и группового сознания, о мнениях людей и их оценках различных социальных явлений и процессов. Опросный метод представляет собой достаточно гибкий инструмент сбора информации и может быть реализован в различных формах — устной и письменной, очной и заочной и т.д. Опросы незаменимы в тех ситуациях, когда объект изучения недоступен непосредственному наблюдению; в таких случаях опрос становится главным методом сбора информации. Как правило, в конкретных исследованиях опросы дополняются методами контент-анализа, наблюдения и эксперимента.

Требования к процедуре интервью

Качество интервью, т.е. получение откровенной и достоверной информации, зависит от многих факторов. Среди них атмосфера доброжелательности, тактичное поведение интервьюера, постепенное «вхождение» в тему — от простых вопросов к сложным, отсутствие намеренного или непроизвольного навязывания интервьюером своей позиции.

Вводная часть интервью должна быть лаконичной, не отвлекать респондента от основной темы опроса.

Например: «Здравствуйте! Я представитель Центра социологических исследований, изучающего отношение населения к новым видам туристских услуг. Вы предпочитаете проводить отпуск дома, на даче, или на курортах?..» Если «молниеносный» контакт не завязывается, интервьюер должен в течение 2-3 мин попытаться уговорить потенциального респондента. В случае неудачи попытку следует прекратить и приступить к отбору следующего респондента, согласно инструкции по выборке.

Интервьюер обязан спокойно, без раздражения дать полные ответы на все вопросы респондента, касающиеся темы и цели опроса (разумеется, в рамках своей компетенции), и обязательно подчеркнуть, что опрос анонимный, что респондент имеет полное право на любые формы ответов, а также на отказ отвечать.

Стиль поведения интервьюера должен быть уважительным, дружелюбным. Опрос не должен превращаться в допрос!

В процессе беседы роль ведущего постоянно должна быть у интервьюера. Чтобы овладеть этой ролью, ему необходимо досконально знать содержание бланка-интервью, помнить очередность вопросов, что поможет избежать длительных пауз.

Интервьюеру следует уходить от любых дискуссий с респондентом и только регистрировать его мнение, но не комментировать его. Должны быть исключены собственные оценки, неодобрительные замечания во время общения с респондентом, проявления равнодушия, безразличия. Более того, интервьюер должен всячески подчеркивать интерес к тому, что говорит его собеседник. Это может быть одобрительный кивок, улыбка и т.д. Если респондент спрашивает о точке зрения интервьюера на обсуждаемую проблему, тот должен объяснить, что его функция — выяснить различные мнения, а не навязывать свое.

В случае, когда респонденту непонятен вопрос, его нужно повторить еще раз; если он опять непонятен, кое-где усилить акценты. Если вопрос непонятен респонденту после повторного прочтения, этот факт зафиксируется и интервьюер переходит к следующему вопросу. Объяснять респонденту суть вопроса можно л ишь тогда, когда это предусмотрено инструкцией.

Задавать вопросы нужно в той последовательности, в которой они изложены в бланке. Каждый предыдущий вопрос должен быть как бы введением к последующему, что гарантирует непрерывность и последовательную логику беседы.

Вопрос может быть пропущен только в случае, если на этот счет в бланке-интервью есть специальные указания.

В ситуации, когда ответ не отличается конкретностью или однозначностью, интервьюеру целесообразно попытаться уточнить позицию респондента, задав наводящие вопросы типа: «Эта мысль интересна. Смогли бы вы объяснить ее подробнее?», или «Значит, вы считаете, что...,» или «А точнее, что именно вы имеете в виду?»

Причиной отказа от ответа нередко бывает некомпетентность респондента или нежелание огласить свою позицию, кажущуюся ему несовместимой с общепринятой. Уловив это обстоятельство, интервьюер может сказать: «Наверное, я не совсем ясно зачитал вопрос. Позвольте, я повторю его», или «Данная проблема действительно сложная, порождающая различные мнения, что вполне правомерно. И все-таки мне было бы интересно узнать по этому поводу ваше личное мнение».

Регистрировать ответы проще всего в формализованном интервью, когда интервьюер обводит ответы респондента по заранее проставленным числовым кодам. Свободное интервью предполагает «стенографирование» ответов. Для ускорения записи рекомендуется использовать ряд обозначений (их круг может быть расширен самим интервьюером).

По форме вопросы бывают закрытыми, полузакрытыми и открытыми. К закрытым вопросам «прилагается» заранее сформулированный полный набор ответов. К полузакрытым — максимум заранее сформулированных вариантов ответов, а также дополнительные строки для свободного ответа. Открытый вопрос предполагает только свободный ответ респондента. Закрытые и полузакрытые вопросы конструируются тогда, когда исследователю заранее известны все или почти все варианты ответов. В противном случае вопрос задается в открытой форме.

Закрытые вопросы могут быть альтернативными, когда сумма всех вариантов ответов равна 100 %, и неальтернативными, когда предоставляется возможность выбора нескольких вариантов, в результате чего сумма ответов может превысить 100%.

Если в перечне ответов не предусмотрена позиция «затрудняюсь ответить», отсутствие ответа кодируют отдельно.

По содержанию вопросы могут быть направлены на констатацию фактов, знаний («Читаете ли вы газету "Известия''», или «Могли бы вы назвать примеры этнического геноцида из истории СССР?»); мнений, намерений, представлений, поведения («Кто может стать, по вашему мнению, следующим президентом России?», или «Где вы намерены провести летний отпуск?», или «Какой вы представляете себе вашу будущую квартиру?», или «Как вы провели прошлое воскресенье?»).

Общее число вопросов в анкете зависит от полноты операциональной схемы, а соотношение числа открытых и закрытых вопросов — от степени изученности предмета исследования.

Логическая последовательность вопросов в анкете (как правило, от простых к сложным) предопределена структурой предмета исследования, а также психологическими требованиями к коммуникативному процессу. Важно, чтобы анкета

не начиналась с вопросов, способных насторожить, а то и отпугнуть респондента. Для смягчения остроты психологически трудных вопросов можно задать предварительный «вводный», начинающийся, например, со слов: «Бытует мнение, что...»

Как свидетельствует опыт, после 35-50 минут внимание респондента обычно притупляется, поэтому целесообразно вопросы объединить в блоки, которые выделяются тематическими заголовками. Более сложные вопросы стоит расположить в рамках первых 40 минут заполнения анкеты. Оптимальной считается анкета, заполнение которой в среднем не превышает одного часа.