Культурология

Предпосылки и особенности культуры Возрождения

Основной предпосылкой формирования культуры нового типа явилось новое мировоззрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы. В Италии, а затем в Нидерландах, Германии, Франции, Англии бурное развитие получила торговля, а вместе с ней большое значение приобрели первые промышленные предприятия — мануфактуры. Новые условия жизни закономерно породили новое мышление, в основе которого лежало светское вольномыслие. Аскетизм средневековой морали не соответствовал реальной жизненной практике новых социальных групп и слоев, выдвинувшихся на первое место в общественной жизни. Все сильнее проявлялись черты рационализма, расчетливости, осознания роли личных потребностей человека. Сложилась новая мораль, оправдывающая радости мирской жизни, утверждающая право человека на земное счастье, на свободное развитие и проявление всех природных задатков. Усиление светских настроений, интерес к земным деяниям человека оказали решающее влияние на возникновение и формирование культуры Возрождения.

Родиной Ренессанса стала Флоренция, которая в XIII в. была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного числа ремесленников, организованных в цехи. Кроме того, очень многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов, юристов -адвокатов, стряпчих, нотариусов. Именно среди представителей этого сословия стали складываться кружки образованных людей, которые решили изучать культурное наследие Древней Греции и Древнего Рима. Они обратились к художественному наследию античного мира, произведениям греков и римлян, в свое время создавших образ человека, не скованного догматами религии, прекрасного душой и телом. Поэтому новая эпоха в развитии европейской культуры получила название «Возрождение», отразив стремление к возвращению образцов и ценностей античной культуры в новых исторических условиях.

Возрождение античного наследия началось с изучения греческого и латинского языков; позднее языком Ренессанса стала латынь. Основоположники новой культурной эпохи — историки, филологи, библиотекари — изучали старые рукописи и книги, составляли коллекции древностей, восстанавливали забытые труды греческих и римских авторов, заново переводили научные тексты, искаженные в Средневековье. Эти тексты были не только памятниками другой культурной эпохи, но и «учителями», помогавшими им открыть самих себя, сформировать свою личность.

Постепенно в круг интересов этих подвижников попадали и другие памятники художественной культуры античности, в первую очередь скульптурные. В то время во Флоренции, Риме, Равенне, Неаполе, Венеции еще сохранилось довольно много греческих и римских статуй, расписанных сосудов, архитектурных построек. Впервые за тысячелетие господства христианства к античным скульптурам отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства. В дальнейшем античное наследие было включено в систему образования, и с литературой, скульптурой, философией познакомился широкий круг людей. Поэты и художники, подражая древним авторам, стремились возродить античное искусство. Но, как часто бывает в культуре, стремление к возрождению давних принципов и форм приводит к созданию нового. Культура Возрождения не стала простым возвращением к античности. Она ее развила и интерпретировала по-новому исходя из изменившихся исторических условий. Поэтому культура эпохи Ренессанса стала результатом синтеза старого и нового. Культура Возрождения формировалась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика, своего былого авторитета лишалась теология. Критическим стало отношение к церкви и священнослужителям. Исследователи сходятся во мнении, что ни в одну эпоху в истории европейской культуры не было создано столько антицерковных сочинений и высказываний, как в эпоху Ренессанса.

Однако Ренессанс не был безрелигиозной культурой. Многие лучшие произведения этой эпохи были рождены в русле церковного искусства. Практически все великие мастера Возрождения создавали фрески, проектировали и расписывали соборы, обращаясь к библейским персонажам и сюжетам. Гуманисты заново переводили и комментировали Библию и занимались теологическими изысканиями. Поэтому можно говорить о переосмыслении религии, а не об отказе от нее. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач этой эпохи. Мир привлекает человека, поскольку он одухотворен Богом, но познать его возможно только с помощью собственных чувств. В этом процессе познания человеческий глаз, по мнению деятелей культуры того времени, является самым верным и надежным средством. Поэтому в эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие виды пространственного искусства, позволяющие более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. В эпоху Возрождения художники более других определяли содержание духовной культуры своего времени, благодаря чему она носит ярко выраженный художественный характер.

Становление ренессансного образа мира и реализующего его художественного стиля можно разделить на несколько этапов: подготовительный, ранний, высокий, поздний и завершающий. Каждый из них имел разный облик и был разнороден изнутри. В то же время все еще существовали средневековые стили — поздняя готика, проторенессанс, маньеризм и др. В совокупности они образуют богатую и разнообразную палитру средств выражения ренессансного мироощущения.

Искусство Возрождения стремилось к рационализму, научному взгляду на веши, подражанию природе. В это время возникает исключительный интерес к гармонии природы. Подражание ей стало центральным принципом ренессансной теории искусства и подразумевало следование законам природы, а не внешнему облику предметов и явлений окружающего мира. Произошла контаминация (соединение двух начал в одном произведении) изображения природы и творчества по законам природы.

Особое значение приобрело воплощение красоты человека, который рассматривался как высшее творение природного мира. Художники в первую очередь обращали внимание на телесное совершенство человека. Если средневековым сознанием тело рассматривалось как внешняя оболочка, средоточие животных инстинктов, источник греховности, то ренессансная культура считала его важнейшей эстетической ценностью. После нескольких веков пренебрежительного отношения к плоти стремительно растет интерес к физической красоте.

В это время значительная роль отводилась культу женской красоты. Многие художники пытались разгадать тайну очарования представительниц прекрасного пола. Это во многом объяснялось пересмотром положения женщины в реальной жизни. Если в Средние века ее судьба была неразрывно связана с ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, отстраненностью от светских развлечений, то в эпоху Возрождения жизненное пространство женщины существенно расширилось. Формируется идеал раскованной, образованной, эмансипированной дамы, блистающей в обществе, увлекающейся искусством, умеющей быть интересной собеседницей. Она стремится показать свою красоту, открывая волосы, шею, руки, надевая декольтированные платья, используя косметику. В молу входит украшение одежды золотой, серебряной вышивкой, драгоценными камнями, кружевами. Красивая, нарядная, образованная женщина стремится очаровывать, влиять на мир своей привлекательностью, обаянием.

В отличие от Средневековья, создавшего идеал хрупкой женщины с тонким станом, бледным лицом, умиротворенным взглядом, смиренной, воспитанной на молитвах, эпоха Возрождения отдаст предпочтение физически крепким прелестницам. В это время ценятся пышные женские формы. Идеалом красоты, эстетически привлекательной считалась беременная женщина, олицетворявшая истинно женское начало, сопричастность к великому таинству продолжения рода. Признаками мужской красоты были физическая сила, внутренняя энергия, воля, целеустремленность, умение достичь признания, славы. Эпоха Ренессанса породила разнообразные опенки в интерпретации прекрасного, основанного на культе человеческой уникальности.

Все это привело к возрастанию роли искусства в общественной жизни, которое в период Возрождения стало главным видом духовной деятельности. Для людей той эпохи оно стало тем, чем в Средние века была религия, а в Новое время — наука и техника. В общественном сознании господствовало убеждение, что художественное произведение способно наиболее полно выразить идеал гармонично организованного мира, где центральное место занимает человек. Этой задаче в разной степени были подчинены все виды искусства.

Особенно возрастает роль художника, которого начинают сравнивать с творцом вселенной. Художники ставят своей целью подражание природе, не считают, что искусство даже выше природы. В их творчестве все больше ценятся техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость, независимый взгляд на вещи и умение создать «живое» произведение искусства.

Наряду с произведениями монументальной живописи и скульптуры, которые были непосредственно связаны с архитектурными сооружениями, все большее развитие получали произведения станкового искусства, получившие самостоятельную ценность. Начинает складываться система жанров: наряду с религиозно-мифологическим жанром, все еще занимавшим главное место, возникают поначалу немногочисленные произведения исторического, бытового и пейзажного жанров; большое значение приобретает возрожденный жанр портрета; появляется и получаст широкое распространение новый вид искусства — гравюра.

В ту эпоху господствующее положение живописи предопределяло ее влияние на другие искусства. Если в Средние века она зависела от искусства слова, ограничивая свои задачи иллюстрированием библейских текстов, то Возрождение поменяло местами живопись и словесность, поставив литературное повествование в зависимость от изображения видимого мира в живописи. Писатели стали описывать мир таким, каким его можно было увидеть.

0.053 сек.