Культура ацтеков
Термин «ацтеки» происходит от названия их легендарной прародины — страны Ацтлан, где они жили до 1068 г. По неизвестным причинам они были вынуждены покинуть свою родину и после долгих скитаний ацтеки подошли к берегам озера Тексоко, решили здесь обосноваться и заложили город Теночтитлан. Сами себя они называли «мешика» в память о своем легендарном вожде Мешитли.
Соседние племена враждебно относились к ацтекам, поскольку они воровали их мужчин для человеческих жертвоприношений и женщин для себя.
Государство ацтеков постоянно разрасталось за счет покоренных племен, которые облагались данью и воздвигали храмы ацтекским богам. При этом ацтеки сознательно регулировали численность покоренных народов, оставляя потенциальных противников для сражений и получения пленных, которых приносили в жертву. Обычно обряд жертвоприношения заключался в вырывании сердца у одной жертвы или нескольких. Жертвы были необходимы, чтобы дать богу Солнца животворный напиток — человеческую кровь, так как, по убеждению ацтеков, от этого зависело движение Солнца на небе, а следовательно, существование мира.
Для жертвоприношений из числа военнопленных выбирали физически совершенного высокого, стройного мужчину, с чистым телом и быстрыми движениями. В течение года разодетый, поющий и танцующий, он свободно ходил по столице в сопровождении свиты, чтобы все могли видеть живое воплощение бога. Этому «избраннику» давали четырех жен — богинь плодородия. Вместе с ними по собственной воле он всходил на вершину храма и отдавался в руки жрецов. Пленные, предназначенные для жертвы, не противились своей судьбе, не боялись умирать и не убегали, так как в жертвенной смерти они видели свой долг, показывали покорность богам и с достоинством отдавали им свою жизненную энергию.
Столица ацтекского государства Теночтитлан была основана в период между 1325 и 1345 гг. В то время город представлял собой скопление хижин, ютившихся на острове, окруженном со всех сторон болотами и тростниковыми зарослями. В последующие два столетия Теночтитлан превратился в главный культурный центр ацтеков. Город, расположенный на двух островах, лежащих посреди соленого озера Тескоко, имел строгую планировку, разветвленную сеть каналов и мостов, две главные дороги. На их пересечении находился огражденный «священный квартал». Дороги делили город на четыре района, каждый со своим ритуальным центром и рынком. Районы подразделялись на 20 мелких кварталов и более. Большой рынок города располагался на соседнем острове Тлателолько. Острова соединялись с материком тремя каменными дамбами, каждая из которых имела три или четыре прохода с деревянным мостом для спуска воды из одной части озера в другую. Озеро обеспечивало городу естественную защиту.
В центре города за огромной стеной, украшенной головами сотен пернатых змеев, находились 18 больших зданий и множество более мелких. Все вместе они составляли «священный квартал». Его самым значительным строением был Большой храм Тео- калли в виде пирамиды, на вершине которой находились два храма-близнеца, посвященные один богу войны Уицилопочтли, а другой — богу дождя Тлалоку. Среди других построек «священного квартала» выделялся круглый храм главного бога ацтеков — Кецалькоатля. Там также был двор для игры в мяч. Со времен ольмеков эта игра у ацтеков имела важное религиозное значение.
Религия ацтеков
Религиозные взгляды ацтеков основывались на отождествлении небесных тел со сверхъестественными существами, которые отвечали одновременно и за добро, и за зло человеческих поступков. Пантеон богов ацтеков включал 63 божества. Среди них были три великих бога, четыре создателя, 15 богов плодородия, шесть богов дождя, три бога огня, четыре бога пульке, 12 богов планет и звезд, шесть богов смерти и земли, четыре полифункциональных божества. Поклонение своим богам ацтеки осуществляли ежедневно в культовых центрах, рядом с которыми действовали школы жрецов. Задачи жрецов заключались в управлении духовной жизнью общества и укреплении религиозной основы власти.
Храмы являлись произведениями самобытного архитектурного искусства. Они строились в форме пирамид, к открытым верхним площадкам которых вели ступени. Такие ступенчатые пирамиды назывались теокалли.
Жилые дома простых людей строились на платформе и имели двускатную крышу. Дом обычно был двухкомнатным, без окон, с земляным полом, плетенными из тростника и обмазанными стенами (саманная архитектура), возведенными на каменном фундаменте. Дома аристократов отличались размерами, числом и убранством комнат, назначением внутренних помещений.
Искусство ацтеков
Искусство ацтеков было утилитарным и реалистическим по форме, пронизанным религиозной символикой. В ацтекском мире существовала особая группа людей — «знатоки вещей», в которую входили живописцы, скульпторы, философы, музыканты, астрологи и др. Их назначение состояло в том, чтобы при ярко выраженной индивидуальности вести праведный образ жизни, молиться, совершать жертвоприношения, закалять дух и тело. Больше всего это относилось к художникам слова — литераторам, которые занимали особое положение среди других «знатоков вещей».
Историческая проза была самым распространенным жанром литературы ацтеков. Она включала в себя записи о странствиях мифических предков, эпические произведения, например эпос о происхождении индейцев, потопах, о божественном Кетцалькоатле. Разновидностью прозы считались дидактические трактаты — собрания коротких речей или изречений моралистского содержания, обобщавшие опыт ацтеков в самых разных областях жизни. Ацтекская литература, как и во всем древнем мире, имела ритуальные истоки, сакральное значение и была связана с культами различных божеств.
Поэзия играла главную роль в литературе. По представлениям ацтеков, ее основным предназначением было развивать душу человека и готовить ее к встрече с богом. Поэтому поэзия ацтеков была глубоко религиозна, в ней слабо выражена индивидуальная психология автора и практически отсутствует любовная тема. Ацтекская поэзия представлена «песнями бога» — заклинаниями, которые призывают божество появиться именно здесь и сейчас и могут заставить его произвести необходимые действия; песнями «орлов и ягуаров», восхваляющими воинские подвиги; «песнями печали и сострадания», а также песнями для женщин и детей.