Основные направления и школы американской социологии
Исследователи истории социологии считают, что, если в XIX в. центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х гг. XX в. США прочно удерживают позиции лидера мировой социологии. Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказал ряд факторов. Важнейшие из них — достаточно быстрая институционализация американской социологии, большой объем конкретных, эмпирических социологических исследований. Эти факторы обусловлены целым рядом обстоятельств, которые в свою очередь включают множество более мелких, частных причин и факторов.
Историю американской социологии можно, хотя и достаточно условно, разделить на четыре этапа.
Первый — этап институционализации (начало 90-х гг. XIX в. — до начала 20-х гг. XX в.) — этап экстенсивного развития, поиска тем, формирования теоретических позиций.
Именно в этот период, в 1892 г., в Чикагском университете впервые в мире был открыт факультет социологии, где работали почти все крупнейшие американские социологи того времени — А. Смолл, У. Томас, Р. Парк, Дж.Г. Мид и др. В 1906 г. было организовано Американское социологическое общество, преобразованное впоследствии в Американскую социологическую ассоциацию.
Началом второго — эмпирического этапа принято считать выход в свет в 1918 г. пятитомного труда У. Томаса и социолога польского происхождения Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». С этого времени на протяжении полутора — двух десятилетий в США безоговорочно господствовал эмпиризм — прикладная социология. В этот период открывается множество исследовательских центров, факультетов социологии при университетах, бурно растет число эмпирических исследований (как правило, лишенных какого-либо теоретического смысла).
Третый этап (начало 1950-х) связан с формированием и широким распространением структурно-функционального направления.
С начала 60-х гг. XX в. наступает так называемый «критический», «радикальный» — четвертый этап развития американской социологии. Сутью его является осознание кризиса теоретических, методологических и эмпирических предпосылок, лежащих в основе американской социологии. Принято считать, что последний этап продолжается и в настоящее время.
Теоретические и эмпирические концепции
Основные направления теоретической (академической) социологии США
Трудно, пожалуй, найти ученого, чьи идеи оказали бы большее влияние на развитие социологической теории в XX в., чем Толкотта Парсонса (1902-1979). Основной целью его изысканий была попытка охватить все аспекты социального мира, а также согласование понимания общественной жизни с достижениями естественных наук. Идеи Парсонса доминировали в англоязычной социальной теории с конца Второй мировой войны до середины 1960-х гг. Однако и в настоящее время они оказывают значительное влияние на развитие мировой социологической мысли.
Парсонс многое воспринял из идей Вебера и Дюркгейма, разрабатывая свою теорию. У первого он взял идею социального действия, суть которой заключается в рассмотрении общества как совокупности первичных социальных действий отдельных индивидов (Вебер идет от человека к обществу как целому). От Дюркгейма ученый воспринял идею «социального факта» как действия, существующего над отдельным человеком (Дюркгейм идет от общества как объективной реальности к человеку).
Продолжателем теории функционализма Парсонса стал его ученик Роберт Мертон (р. 1910). Лейтмотив большинства его работ — социальная структура и ее влияние на социальное действие.
Важнейшим направлением американской социологии выступает социология труда. Хотя здесь ее чаще принято называть индустриальной социологией, или менеджментом. Последний означает, что наряду с самим трудовым процессом на рабочем месте огромное значение имеют структура, методы и стиль управления. С точки зрения отечественной социологии, это, по сути, эмпирическая (прикладная)социология.
Эмпирическая социология стала своеобразной альтернативой теоретическому обобщению социальной жизни, выводы которого, как показало историческое развитие, нередко расходятся с социальной действительностью. Именно поэтому статус «большой теории» был поставлен под сомнение: «то, что объясняет все, не объясняет ничего конкретно». К тому же, эмпирические социологические исследования диктовались общественными потребностями, о которых говорилось ранее.
Как уже отмечалось, центром формирования эмпирической американской социологии стал Чикагский университет, с которым связано название «Чикагская школа социологии». Именно здесь в 1892 г. был открыт первый в мире факультет социологии, возглавляемый А. Смоллом. В Чикаго же был основан и первый социологический журнал (1895), а в 1905 г. — Американское социологическое общество.
Центральной фигурой Чикагской школы социологии и ее основателем считается Роберт Парк (1864-1944). Сам он учился в американских университетах (в том числе в Гарвардском), затем продолжил учебу в Германии (Берлин, Страсбург), где прослушал курсы философии, курс социологии у Г. Зиммеля. По возвращении в США Парк работает на различных должностях: от преподавателя философии в Гарварде и редактора научного издания до секретаря Букера Вашингтона — известного негритянского общественного деятеля. Именно семь лег работы в качестве секре таря дали ученому огромный социальный материал.
С 1914 г. Парк, по приглашению У. Томаса, читает курс на социологическом факультете Чикагского университета. Итог его работы — создание Чикагской социологической школы.
Исследования Парка группируются вокруг двух главных тем: расовые отношения; городская среда. Весомым вкладом в науку стали его работы по проблемам социальной эволюции (конкуренция — конфликт — приспособление — ассимиляция); о выходе рас и народов из различных видов изоляции; о культурных процессах и культурной адаптации и др.
Второй крупнейший представитель Чикагской школы — Эрнст Берджесс (1886-1966) — учился и преподавал в Чикагском университете. Он первый, кто защитил докторскую диссертацию по социологии не в Германии, а в американском университете. Основными его заслугами признаются: придание общеметодическим идеям Парка конкрегной формы; разработка оригинального прикладною варианта социально-экологической теории для исследования города; глубокий анализ процессов формирования семьи и личности в ней и т.д.
Свежую струю интеллектуализма в осмысление эмпирической реальности внесли представители Гарвардской школы социологии. Наш соотечественник, Питирим Сорокин, возглавивший в 1930 г. социологический факультет этого университета, еще в своей работе «Социальная стратификация и мобильность» (1927) попытался органично связать эмпирический подход к исследованию проблемы с теорией.
Но все-таки наибольшее влияние на разработку социологии в США (в первую очередь — эмпирической) оказало вышедшее в 1918 г. уже упоминавшееся пятитомное исследование Флориста Знанецкого (1882-1958) и Уильяма Томаса (1863-1947) «Польский крестьянин в Европе и Америке», где ученые подробнейшим образом рассмотрели проблемы адаптации эмигрантов к условиям жизни в США. Именно в этой работе были вычленены основные принципы методологии и методики конкретно-социологических исследований.
В истории социологии труда, или менеджмента, США принято выделять три главные школы:
- «классическая», или движение за «научный менеджмент» (1890-1920). Ведущие представители — Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Таун и др.;
- «человеческие отношения в промышленности», сформировавшаяся в конце 1920-х гг. и существующая по настоящее время. Представители — Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др.;
- «эмпирическая», связанная с именами П. Друкера, Д. Дэвиса, А. Слоуна, Г. Саймона и др.
