Закономерности памяти
Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти.
Непроизвольное запоминание
Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:
- сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
- то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);
- раздражители, наиболее значимые для данного индивида (например, профессионально значимые предметы);
- раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;
- то, что более всего связано с потребностями данного человека;
- то, что является объектом активной деятельности.
Так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно.
Произвольное запоминание
Но в деятельности человека чаще возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором всегда ставится задача запомнить, т. е. осуществляется специальная мнемическая деятельность.
В процессе развития человека произвольное запоминание формируется сравнительно поздно (в основном к периоду школьного обучения). Этот вид запоминания интенсивно развивается в учении и трудовой деятельности.
Условиями успешного произвольного запоминания являются:
- осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
- выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;
- выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;
- содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;
- эмоционально- эстетическая насыщенность материала;
- возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
- установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;
- материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.
При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.