
Появление научной педагогики знаменуется появлением концепций, обоснованных экспериментом и педагогической практикой.
Первые научно-педагогические исследования распространялись на теорию обучения — дидактику. Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 — 1635) ввел термин «дидактика», разработал ключевые понятия, определил критерии и методологию педагогического исследования. Его современник Ян Амос Коменский — Комениус (1592-1670) привел в систему и обосновал объективные закономерности обучения, руководствуясь передовым опытом европейских стран и своим собственным.
В «Великой дидактике» и ряде других педагогических произведений доказано, что образовательная деятельность представляет собой особую сферу общественного опыта. Анализ социальной практики с позиции категорий воспитания и обучения, обоснование педагогических закономерностей и принципов, систематизация педагогических знаний позволяют говорить о появлении педагогики как науки.
В произведениях Комениуса представлена стройная система всеобщего образования, разработана классно-урочная форма обучения, которая и сейчас используется в школе. Следует обратить внимание даже на такую деталь, как стиль изложения — не повествование, а рассуждение и доказывание каждого положения. У читателей не остается сомнения в справедливости суждений автора.
В XVIII — первой половине XIX в. обозначился этап появления новых педагогических идей как обобщения опыта, результатов экспериментальной деятельности в передовых для того времени школах (произведения И.Г. Песталоцци (1746-1827), И.Ф. Гербарта (1776- 1841), А. Дистервега (1790-1866), Ф. Фребеля (1782-1852). Значительное влияние в этот период на педагогическую мысль оказывает философия, причем уже не педагогические идеи и закономерности «подводятся» под существующие философские парадигмы. В недрах философии зарождаются концепции образования и воспитания.
В конце XIX — начале XX в. центром разработки передовых педагогических идей на стыке с философией и психологией становятся США. Дж. Дьюи (1859-1952), Э. Торндайк (1874-1949) обосновывают гуманистические идеи воспитания, развития и саморазвития ребенка через его опыт практической деятельности.
Современный этап развития научно-педагогического знания сочетает саморазвитие ведущих педагогических концепций наряду с включением в область предмета исследований проблематики на стыке с другими науками — психологией, кибернетикой, синергетикой, медициной, информатикой. Среди актуальных задач педагогической науки можно выделить
- поиск и обоснование концепций реформирования образования в свете современных тенденций развития общества;
- систематизацию педагогических явлений, а также теорий и концепций;
- изучение передового педагогического опыта;
- научное моделирование всех компонентов педагогического процесса в целях его совершенствования;
- развитие методологии педагогических исследований.
- Структура системы образования
- Обучение, его понятие, приемы и методы
- Педагогика как наука
- Понятие, цели и задачи воспитания
