Восприятие — целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Понятие о восприятие
Восприятие дает человеку возможность более полно и разносторонне познавать окружающую действительность. Если в ощущениях отражаются свойства, качества и состояния внешней и внутренней среды, то в восприятии отражаются предметы и явления вместе со всеми их свойствами и качествами.
На основе ощущений возникает впечатление о раздражителе, в процессе восприятия формируется образ предмета, который действует на органы чувств. Кроме того, ощущение возникает сразу же при действии раздражителя, восприятие предполагает активное взаимодействие субъекта с отражаемым объектом.
Восприятие как более сложный сенсорный познавательный процесс возникает на основе ощущений, выступающих составной частью образа объекта.
Образ — сенсорная копия объекта, которая возникает в процессе взаимодействия субъекта с воспринимаемым объектом.
Восприятие — отражение комплексного раздражителя, психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Уровни действия
Выделяются четыре уровня действия восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.
Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос: есть ли стимул? Следующий уровень восприятия — различение, в результате которого формируется перцептивный образ эталона.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.
Виды восприятия
В зависимости от того, в какой степени целенаправленной станет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано особенностями окружающих предметов и их соответствием интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели и волевой активности.
Преднамеренное восприятие регулируется задачей — воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую-либо деятельность, но может выступать как самостоятельная деятельность — наблюдение.
Важнейшие требования, которым должно удовлетворять наблюдение, — ясность задачи наблюдателя, планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играют дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.
Наблюдение — произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.
Наблюдательность — умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.
Наблюдательность приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.
Свойства восприятия
Одну и ту же информацию люди воспринимают субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п.
Восприятие (перцепция) — процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий.
Виды восприятия: предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.
Целостность (предметность) — основное свойство восприятия, так как человек воспринимает не бесформенные объекты, а предметы. Каждый предмет имеет свои назначение, устройство и присущие только ему свойства и качества. Даже природные объекты опредмечиваются нами в силу того, что они применяются нами или являются объектами познания. Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Восприятие формируется в процессе практики, так как это система перцептивных действий, которыми следует овладеть.
Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источник константности восприятия — активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия — приобретенное свойство.
Структурность восприятия: восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, если звучит музыка, мы слышим не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, рояль или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
Осмысленность восприятия тесно связана с мышлением, пониманием сущности предметов. Достигается благодаря тому, что органы чувств человека, посредством которых осуществляется перцепция, несут не только сенсорную, но и интеллектуальную нагрузку, позволяя человеку осуществлять разумную сенсорную деятельность в процессе познания и практических действиях.
Под влиянием предвзятых мыслей, когнитивных установок и чувств мы можем видеть в объекте не то, что есть в действительности, а то, что нам хотелось бы. Такое искаженное восприятие объекта, возникшее под влиянием психического состояния личности, называется апперцепцией.
Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарский психолог Г. Роршах (1884-1922) установил, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как нечто осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые, т. е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?»