Организационные формы обучения, их сущность, виды
В процессе становления и развития дидактики сформировались определенные формы обучения, выступающие в качестве своеобразного способа существования образовательного процесса, «оболочки» для отражения его внутренней сущности, логики и содержания.
Форма обучения как научная категория обозначает внешнюю сторону организации образовательного процесса, особую конструкцию звена или совокупности звеньев образовательного процесса (И.М. Чередов).
В то же время форма обучения — это модель взаимодействия педагога и обучающегося, проявляющаяся во внешних характеристиках:
- место и время организации процесса обучения (школьный класс, лаборатория, пришкольный участок, спортивный зал и т.п.);
- способ взаимодействия (общения) педагога и обучающегося; ведущий тип деятельности (урок, лекция, факультатив, экскурсия, кружок, лабораторная работа);
- количество обучающихся и педагогов (класс, группа, микрогруппа, параллель классов);
- характер проявления функций диагностики и контроля со стороны как педагога, так и обучающихся (индивидуальная, парная, групповая, дистанционная и т.п.);
- методическое оснащение.
Организационная форма обучения в современном образовательном процессе — это целенаправленная, содержательно наполненная и технологически оснащенная целостная микросистема общения, взаимодействия, взаимообогащения отношений педагога и обучающихся. Эта система создается взаимосвязанными усилиями самого педагога, она реализуется как гармоничное единство насыщенного содержания, образовательных средств, методов и приемов.
Следует акцентировать внимание именно на системе разнообразных форм обучения, позволяющей раскрыть взаимосвязанные разделы, темы, теории, концепции. Именно данная целостность способствует применению универсальных учебных действий, формированию у участников образовательного процесса системных знаний и личностных качеств. Необходимость выстраивания системы разнообразных форм обучения вызвана спецификой и своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала обучающихся различных возрастных групп. Содержание различных областей научных знаний и возрастные особенности обучающихся требуют выбора адекватной формы обучения, определяют се характер.
Нельзя рассматривать формы организации обучения формально, т.е. сводить их только к проявлению организационной функции педагога. От их правильного и рационального выбора зависит то, как субъекты образовательного процесса «движутся» от целеполагания к результату.
Классификации организационных форм обучения
В практике деятельности образовательных организаций сегодня используется достаточно большое количество разнообразных организационных форм обучения, что обусловило необходимость их классификации по разным типам оснований:
По количеству обучающихся:
- индивидуальные формы обучения — консультирование по проблемному вопросу, по плану реализации проекта; репетиторство (по конкретной выбранной обучающимся теме или по определенному предметному блоку); тыоторство (как научное сопровождение исследовательской деятельности, педа- гогичсская поддержка в процессе обучения); руководство проектом;
- парные — взаимообучение, взаимоконтроль, совместное целеполагание;
- групповые — работа в микрогруппах, объединение в звездочки, звенья, бригады, кооперация по научным и предметным отраслям;
- коллективные (фронтальные, массовые) — учебная деятельность как всего класса в целом, так и в ходе организации отдельных этапов урока, кружка, экскурсии, лабораторной работы, проекта и т.д.;
По месту проведения:
- школьные — работа организуется в классе, спортивном зале, лаборатории;
- внешкольные — на базе объектов культуры и искусства, производства, сферы торговли и т.п.);
По продолжительности учебных занятии:
- классический урок продолжительностью 45 мин;
- спаренный урок (90 мин);
- спаренный укороченный урок (70 мин);
- уроки «без звонков» произвольной длительности по выбору педагога и обучающихся;
По дидактическим целям (В.А. Онищук):
- теоретические;
- практические;
- трудовые;
- творческие;
- исследовательские;
- комбинированные.
Разнообразное количество классификаций организационных форм обучения в современной дидактике даст учителю «полет для фантазии», возможность варьировать характеристики отдельных форм и использовать комбинированные варианты для достижения более качественного образовательного результата.
Виды обучения
Вид обучения представляет собой:
- обобщенную характеристику систем обучения, определяющую особенности обучающей и учебной деятельности;
- характер взаимодействия педагога и обучающихся в образовательном процессе;
- функции используемых методов, средств и форм обучения. Вид обучения зависит от педагогической технологии, лежащей в его основе.
Выделяют следующие виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное.
Для объяснительно-иллюстративного обучения характерны субъект-объектные отношения между обучающим и обучающимся; преподнесение «готовых» знаний; репродуктивный характер познавательной деятельности; незначительные возможности индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
Проблемное обучение предполагает самостоятельный поиск знаний обучающимся в процессе решения учебных проблем (следовательно, отношения между участниками учебного процесса субъект-субъектные), развитие его творческого мышления и познавательной активности, обеспечивает прочные и действенные результаты обучения; вызывает положительное эмоциональное отношение к учению. Однако продуктивные методы не являются универсальными, поскольку не каждая учебная информация заключает в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. При изучении подобного учебного материала целесообразно использовать репродуктивные методы. Сконструировать проблемную ситуацию на полном незнании не представляется возможным. Чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес, необходимо, чтобы они уже имели некоторый начальный запас знаний, который можно создать только с помощью репродуктивных методов.
Программированное обучение характеризуется следующими особенностями: субъект-субъектные отношения между педагогом и обучающимся; информация подается небольшими порциями; после каждой порции информации предлагается проверочное задание для контроля; предъявляется ответ для самоконтроля; выдаются указания в зависимости от правильности ответа. Программированное обучение предоставляет возможность установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, развивает самостоятельность, позволяет каждому обучающемуся работать в присущем ему темпе, но не раскрывает самого хода научения, не предполагает творчества.
- Структура системы образования
- Обучение, его понятие, приемы и методы
- Педагогика как наука
- Понятие, цели и задачи воспитания