Понятие толпы
Grandars.ru » Психология » Социальная психология »

Понятие толпы

Психология групп и коллективов и их признаки. Стадии и уровни развития группы
Межличностные отношения в группах и коллективах. Система межличностных отношений в группах
Формальные и неформальные группы в организации. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации

Толпа — временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения.

Понятие толпы

Толпа — это временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, которые спонтанно реагируют на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом.

Толпа не обладает установленными организационными нормами и никаким комплексом моральных установлений и табу. Что здесь проявляется, так это примитивные, но сильные импульсы и эмоции.

Толпу обычно подразделяют на четыре вида:

  • агрессивная толпа;
  • убегающая (спасающаяся) толпа;
  • алчущая толпа;
  • демонстрирующая толпа.

Во всех этих видах толпы много общих явлений:

  • деиндивидуализация, т.е. частичное исчезновение индивидуальных черт личности и склонность к подражанию;
  • чувство стандартности, что влечет ослабление этических и правовых норм;
  • сильное ощущение правильности предпринимаемых действий;
  • ощущение собственной силы и уменьшение чувства ответственности за совершаемые поступки.

В толпе человеку непроизвольно передается повышенная возбудимость в отношении собственных социальных чувств, происходит многократное взаимное усиление эмоционального воздействия. Отсюда в толпе даже случайно брошенное слово, оскорбляющее политические пристрастия, может стать толчком к погромам и насилию.

Неосознанная тревога за содеянное нередко обостряет чувство преследования — особую возбудимость толпы по отношению к своим истинным или иллюзорным врагам.

Влияние толпы на индивида преходяще, хотя возникшее у него настроение может сохраняться долго. Связь, объединяющая толпу, разрушается, если новые стимулы создают другие эмоции:

  • толпа рассеивается под влиянием инстинкта самосохранения или страха (если толпу облить водой или обстрелять);
  • толпа может разойтись также под влиянием таких чувств, как голод, чувство юмора, возбуждение, направленное к иным целям, и др.

На использовании такого рода психических механизмов строятся методы преодоления или психологического обезоруживания толпы, подобно тому, как на знании механизмов, объединяющих толпу, основываются технические приемы, с помощью которых толпой манипулируют.

Виды толпы

Выделяются четыре основных вида толпы:

Окказиональная толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар и т. д.);

Конвенциональная толпа, связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению (например, некоторым видам спортивных состязаний и т. д.) и готовая, часто лишь временно, следовать диффузным нормам поведения;

Экспрессивная толпа, совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.), се крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (как на некоторых массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и т. д.);

Действующая толпа, которая, в свою очередь, включает следующие подвиды:

  • агрессивная толпа, объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.);
  • паническая толпа, стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности;
  • стяжательная толпа, вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.);
  • повстанческая толпа, в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательною акта политической борьбы.