Теория МакКлелланда

Дэвид МакКлелланд (американский автор книг "Общество достижений" (1961 г.), "Мотивация экономических достижений" (1969 г.), "Мотивация и расширение человеческой свободы" (1978 г.)) предложил теорию приобретенных потребностей, поскольку люди не рождаются с определенными типами потребностей, они формируются в течение всей жизни индивида под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения. Трехфакторная теория Д. МакКлелланда рассматривает три вида приобретенных потребностей.

Власть

Потребность власти выражается в желании воздействовать на поведение других людей. Лица с высокой потребностью власти могут быть разделены на две группы: на тех, кто стремится к власти ради властвования, возможности командовать другими людьми, удовлетворения своего тщеславия, и тех, кто стремится к достижению власти для выполнения ответственной руководящей работы, ради успешного решения групповых задач. Люди с потребностью власти очень часть занимают управленческие должности, поскольку это дает много возможностей для проявления и реализации власти. Важно только, чтобы у менеджеров была развита потребность власти второго типа.

Успех

Потребность успеха связана с желанием решить какие-то сложные задачи, довести работу до успешного завершения, добиться больших достижений, превзойти других людей. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.

Причастность

Потребность причастности выражается в заинтересованности людей в налаживании тесных личных дружеских отношений, стремлении не допустить возникновения конфликта, оказании помощи другим, получении одобрения и поддержки со стороны окружающих, в обеспокоенности тем, как о них думают другие.

Есть определенное сходство теории приобретенных потребностей Д. МакКлелланда с теорией Маслоу. Потребности власти и успеха попадают между потребностями в уважении и самовыражении в рамках иерархической структуры Маслоу, а потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Потребности во власти и успехе характерны для людей, достигших удовлетворения четвертого уровня иерархии потребностей по Маслоу — потребности в уважении. Потребность в причастности свойственна людям, достигшим удовлетворения третьего уровня потребностей — социальных потребностей.

По мнению Д. МакКлелланда, высокая потребность во власти часто приводит людей к достижению высоких постов в организационной иерархии. Стремление к достижениям ведет людей к предпринимательской деятельности, связанной с конкурентной борьбой, высоким риском и ответственностью. Люди, нуждающиеся в теплых человеческих отношениях, являются хорошими интеграторами, успешно координируют деятельность нескольких подразделений компании (например, бренд-менеджеры, менеджеры проектов).