Тенденции современного образования
Grandars.ru » Психология » Педагогика »

Тенденции современного образования

В конце XX и начале XXI в. образование во всем мире характеризуется динамичными процессами, которые получили название «мегатенденции». Глобальные образовательные тенденции включают:

  • массовый характер образования и его непрерывность как новое качество;
  • значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;
  • ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;
  • адаптация образования к запросам и потребностям личности;
  • ориентация образования на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Анализ социальной ситуации, практики преобразований, мирового педагогического опыта с позиций современных научных подходов позволяет выделить следующие направления обновления образования в России.

Гуманизация образования отражает прежде всего становление отношений взаимного уважения воспитанников и педагогов, с соблюдением прав каждого человека. Гуманизация понимается и как обращение к человеку, ребенку, что расставляет акценты на развитие личностного потенциала, поддержку чувства собственного достоинства, сохранение и укрепление здоровья, предоставление обучающимся права выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация предполагает содержания образования, которое позволяет ученику быть готовым к решению основных социальных проблем во имя человека и во взаимодействии с людьми. Для этого необходимо уметь свободно строить общение с людьми разных национальностей, специалистами разных профессий, направлений и интересов, владеть родным и иностранными языками, обладать юридическими и экономическими компетенциями, хорошо знать культуру и историю.

Дифференциация предполагает перенос акцента в образовательных учреждениях на достижения и возможности обучающихся, удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей участников учебно-воспитательного процесса.

Стандартизация — разработка государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования, профессиональных стандартов, ориентация образовательной системы на реализацию основных образовательных программ в соответствии со стандартами.

Диверсификация — обеспечение многообразия учебных организаций, образовательных программ для более широких возможностей удовлетворения образовательных потребностей населения, развития альтернативного и самостоятельного мышления, создания условий выбора, стимулирования учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственных решений.

Фундаментализация предполагает усиление прежде всего теоретической и практико-ориентированной подготовки выпускника к современной жизнедеятельности. При этом особое значение отводится научно-теоретическим знаниям по ведущим предметам общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Индивидуализация означает ориентацию на изучение и развитие индивидуальных особенностей обучающихся во всех формах воспитания и обучения.

Непрерывность образования как идея трансформировалась от преемственности всех ступеней образования к необходимости постоянного образования-самообразования в продолжение всей жизни. Практика непрерывного образования все более распространяется в обществе в связи с быстро меняющимися условиями жизни, развитием прогресса и внедрением достижений в науке, информационных технологиях в производство.