В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Свойства

Психические свойства — устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

Основные свойства нервной системы:

  • сила нервной системы — устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению;
  • подвижность нервных процессов — скорость перехода возбуждения к торможению;
  • уравновешенность нервных процессов — относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения;
  • лабильность — гибкость изменения под воздействием различных раздражителей;
  • резистентность — сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Процессы

Психические процессы вызываются внешними воздействиями и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие).

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Качества

Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Качества личности многообразны, их следует классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

Психические качества — относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности.

Можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека: интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п. Психические качества не существуют отдельно от психических свойств, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности:

  • жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
  • темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения);
  • способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
  • характер как систему отношений и способов поведения.

Состояния

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Психические состояния — относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Наиболее изучены общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности); эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Особое творческое состояние личности называют вдохновением.

0.063 сек.