Grandars.ru » Психология » Педагогика »

Развитие современной педагогики

Особенности педагогической науки на современном этапе

В настоящее время изменилась картина реальности, которая изучается педагогикой. Это обусловливает поиск новых оснований науки, разработку нового категориального аппарата педагогики. Базовые категории педагогики приобретают новые смыслы. Так, понятие «образование» рассматривает не внешние факторы воздействия на личность и не присвоение готового опыта или ценностей, а человека, который познает и творит культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания продуктов индивидуального и коллективного творчества (Е.В. Бондаревская). Согласно В.И. Слободчикову образование — это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, его фундаментальных, родовых способностей, обретения человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры.

Воспитание все чаще рассматривается не как формирующий личность, а как порождающий личностные смыслы процесс. В понятии «обучение» миссия ученика заключается не в запоминании информации, а в развитии своей субъектности, накоплении опыта познавательной, продуктивной, оценочной деятельности.

Происходит смена парадигмы педагогической науки: признание идеи бесконечно эволюционирующего человека, а также его определяющей роли в процессах глобальных изменений, рассмотрение образа человека не только в аналитико-функциональном аспекте, но и с позиций его субъектности, самобытности, индивидуальности, целостности, единства с миром, обозначение «субъективного измерения» науки, разработка новых подходов и методов педагогического исследования, накопление в научнопедагогической сфере проблем и противоречий в основаниях науки, проявляющийся интерес педагогов к изучению философских, социальных, психологических теорий как методологии педагогики.

Педагогику нередко упрекают в недостаточно строгих доказательствах выводов, в использовании понятий, методов, принципов, подходов из различных социальных практик и областей знания, в зависимости результатов исследования от выбранной парадигмы и индивидуального мировоззрения исследователя, но это удивительно соотносится с феноменами постнеклассической науки. Предмет педагогики обнаруживает свойства самоорганизации, нелинейности, фрактальности, сетевой структуры. Исследования данных феноменов обогащают педагогику, расширяют ее научный горизонт.

Однако в междисциплинарности исследований зачастую теряется собственно педагогическая сущность проблем, в угоду современным реалиям педагогика дистанцируется от некоторых ранее разработанных концепций. Поиск инноваций ради инноваций, нацеленность на решение частных прикладных проблем, экономическая ангажированность внедряемых в практику идей нередко выхолащивают методологические основы исследований, приводят к общему снижению уровня фундаментальности педагогических концепций и, как следствие, снижению доверия к ним со стороны педагогической общественности.

Наметившийся постепенный переход от «репродуктивно-педагогической» к «креативно-педагогической» цивилизации (И.А. Колесникова), в которой совокупным объектом и субъектом воспитания становится собственно человеческое общество, обеспечит постепенный возврат к естественной педагогической деятельности как способу бытия и творчества человека, что вновь потребует стройности и обоснованности педагогических концепций, усиления историко-культурной преемственности и прогностичности теорий.