Основы социальной психологии

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как «психология народов», «инстинкты масс» и т. п. Отдельные по существу социально-психологические идеи встречались уже в трудах Платона и Аристотеля, французских философов-материалистов, социалистов-утопистов, а затем в трудах Л. Фейербаха и Г. Гегеля.

В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку. Ее возникновение связывают с созданием в Германии в 1859 г. Г. Штейнталем и М. Лацарусом «Журнала по этнической психологии и языкознанию».

Крупными представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лебон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце XIX и в начале XX в. пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард — подражательностью, Лебон — психическим заражением, Мак-Дугалл — инстинктами.

Структура социальной психологии как науки определяется системой ее основных категорий:

  • понятие социальной общности;
  • особенности поведения человека в социально не организованной и в социально организованной общности;
  • понятие социальной группы, классификация социальных групп;
  • социально-психологическая организация малых групп;
  • модификация индивидуального поведения в условиях социальной группы;
  • общение как средство социального взаимодействия;
  • межперсональное взаимодействие в процессе общения;
  • психология больших социальных групп;
  • психология массовой коммуникации и массовых социальных явлений;
  • психология социального управления.

Методы социальной психологии: естественный и лабораторный групповой эксперимент, наблюдение, анкетирование, опросы, интервьюирование, контент-анализ, факторный анализ, социометрия, метод подставной группы, метод экспертных оценок и др.

Структура современной социальной психологии

Структура социальной психологии определяется прежде всего объектами, сферами человеческой деятельности и методами исследования.

В соответствии с основными объектами исследования в социальной психологии выделяются следующие разделы:

Социальная психология личности — в рамках этого раздела изучаются проблемы социализации личности, социально-психологи ческой регуляции ее поведения, социальных установок личности и т. д.;

Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений) — в этом разделе изучаются структуры и функции общения, проблемы межличностного познания, невербального общения, динамики развития межличностных отношений, психологического воздействия, влияния межличностных отношений на процесс общения и результативность группы и т. д.;

Психология малых групп — в этом разделе изучаются процессы групповой динамики, социально-психологические проблемы референтности, лидерства, групповой сплоченности, взаимодействия индивида и малой группы, внутригрупповых конфликтов и т. п.;

Психология межгруппового взаимодействия — в этом разделе изучаются процессы межгрупповой дифференциации и интеграции, факторы детерминации межгрупповых отношений, проблемы межгрупповых конфликтов и т. д.;

Психология больших социальных групп и массовых явлений — в этом разделе изучаются факторы психологической общности групп, динамика развития больших социальных групп, специфика внутри группового и межгрунпового общения, проблемы внутри- и межгрупповых конфликтов, психология слухов, психология толпы и т. п.

Понятно, что в зависимости от конкретной области социальной деятельности одно и то же социально-психологическое явление приобретает более или менее выраженную специфику. Одно дело — общение друзей, другое — общение продавца и покупателя, и совсем иное дело — общение руководителя с подчиненным. Разумеется, в каждом из этих случаев будут проявляться некоторые общие закономерности общения, но очень многое в его содержании и характере протекания будет определяться именно особенностями соответствующей человеческой деятельности. В связи с этим социальная психология дифференцируется на такие отрасли, как:

Социальная психология труда — отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические проблемы трудовой деятельности, в частности социально-психологический климат в трудовом коллективе, личностный фактор совместной деятельности, особенности общения в автономных производственных коллективах, социально-психологические механизмы адаптации к профессиональной деятельности и другие проблемы;

Социальная психология управления — отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические проблемы управленческой деятельности, в том числе социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений, психологическую совместимость как фактор эффективности управления, социально-психологические аспекты производственных конфликтов; эффективность различных стилей руководства, социально-психологическую компетентность руководителя и т. п.;

Экономическая психология — одна из самых новых отраслей социальной психологии. Она изучает социально-психоло- гические аспекты хозяйственной жизни общества, экономического поведения и отношений хозяйствующих субъектов. В рамках этой отрасли исследуются такие проблемы, как психологические факторы эффективности предпринимательской деятельности, социально-психологические особенности субъектов собственности, социально-психологическая регуляция их деловой активности, психологическое воздействие рекламы на поведение потребителей, динамика социально-психологических феноменов в условиях экономических изменений и др.;

Политическая психология — отрасль социальной психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни общества, политическое сознание и поведение субъектов политических процессов. В рамках этой отрасли исследуются социально-психологические проблемы политической активности, социапьно-психологические условия формирования общественно-политических интересов молодежи, психологические факторы влияния на поведение избирателей, характерные психологические особенности политических деятелей и другие проблемы;

Этническая психология — отрасль социальной психологии, изучающая психологические особенности национальных групп, народов (этносов). В се рамках исследуются этнопсихологические характеристики конкретных национальных групп, проблемы межнациональных отношений и об- тения, влияние этнических стереотипов и установок на процесс совместной деятельности, проблема социально- психологической адаптации мигрантов, психологические условия возникновения межэтнических конфликтов и возможности их преодоления и другие проблемы.