В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
Самосознание — осознание человеком себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятие решения и действия.
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.
Различают следующие основные компоненты самосознания (по В. С. Мерлину (1898-1982)):
- сознание отличия себя от остального мира;
- сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Основные критерии самосознания:
- выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической, социальной);
- осознание своей активности — «Я управляю собой»;
- осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, может быть и моим качеством»);
- моральная оценка себя, наличие рефлексии.
Структура самосознания:
- осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
- осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
- познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
- эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя самопознание (интеллектуальный аспект познания себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к себе).
Пласты сознания человека: отношение к себе, к другим людям; ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Отношение к другим людям и его осознание бывают качественно различными:
- эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности) влияет на отношение к другим людям («если мне помогают, то они — хорошие люди»);
- группоцентрический («если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);
- просоциальный («другой человек — самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»);
- эстохолический — уровень исходов («каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с Богом; милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»).
Нарушения самосознания
При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание.
Существуют специфические нарушения самосознания:
- деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходящее с их психикой люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;
- расщепление ядра личности: больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых, конфликтующих между собой начал, каждое из которых обладает памятью, индивидуальностью, утверждает собственную жизненную целостность, но не признает саму мысль о возможном существовании другого;
- нарушение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как отдельное от себя;
- крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но и появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.