Grandars.ru » Психология » Педагогика »

Развитие отечественной педагогики

Первые педагогические источники в российском государстве интегрировали христианские идеи воспитания подрастающего поколения и существующую практику воспитания. Значительный период прошел от рекомендаций по воспитанию до теоретико-педагогических обобщений.

Значителен вклад М.В. Ломоносова (1711 — 1765) в развитие отечественной педагогической мысли. Им написаны «Риторика» (1748), «Российская грамматика» (1755), созданы также проекты университета и гимназии.

Заметное влияние на педагогическое мировоззрение в обществе оказал издававшийся Н.И. Новиковым (1744-1818) первый российский детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», ставивший задачу воспитать патриотов и добрых граждан своего отечества. Предлагаемая в журнале программа чтения давала пищу для сердца и разума детей с различными характерами и интересами. В качестве ведущих ориентиров воспитания Новиков отмечал доброжелательность, уважительность, трудолюбие, сострадание к людям. Впервые в русской педагогической литературе в статье Н.И. Новикова «О воспитании и наставлении детей» педагогика провозглашена наукой.

К.Д. Ушинский заложил основы развития отечественной педагогики. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». В подтверждение этому проанализированы психологические механизмы внимания, воображения, памяти, эмоций, воли, мышления, интереса, результатом чего явился капитальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869). Особо К.Д. Ушинский обращается к влиянию общественной среды, культуры, общественных идеалов. Подготовка человека к физическому, умственному труду как высшей форме человеческой деятельности обозначена в качестве цели воспитания.

Значительная часть трудов Ушинского посвящена вопросам содержания образования, методов обучения, подготовке учителей. Учение рассматривалось как труд ребенка, вместе с тем необходимо «передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания». Ушинский обосновал принципы воспитывающего обучения, принцип народности в воспитании. По праву мы называем К.Д. Ушинского основоположником отечественной научной педагогики.

Советские педагоги, в частности Н.К. Крупская (1869-1939), стояли у истоков советской педагогики, организации обучения и воспитания в соответствии с идеологией советского государства. Наряду с решением проблем научно-педагогической работы в государстве Надежда Константиновна лично занималась вопросами пионерского движения, исследовала проблемы внеклассной работы и методологии новой советской школы в целом.

Значителен вклад в педагогическую теорию талантливого воспитателя и писателя А.С. Макаренко (1888-1939). Разработаны и обоснованы принципы и закономерности развития ученического коллектива, воспитания личности в деятельности самоуправляющего коллектива.

Аспекты трудового и социального воспитания исследовались в экспериментальной работе педагога-гуманиста С.Т. Шацкого (1878-1934). По мнению ученого, только реальный груд, значимый и интересный для ребенка, развивает способности, отношения, воспитывает индивидуальные и социально значимые личностные качества.

В.А. Сухомлинский (1918-1970) исследовал проблему творчески развивающей деятельности, интеграции умственного и физического труда. Многие аспекты жизнедеятельности школы обоснованы в процессе длительного эксперимента в Павлышской сельской школе. В 60-х гг. XX в. педагог выдвинул в качестве главной цели воспитания свободное развитие ребенка как активной личности, самоценного раскрытия индивидуальности личности. И по сей день книги и статьи В.А. Сухомлинского остаются неисчерпаемым источником идей для решения проблем воспитания нравственности, гражданственности, доброты, трудолюбия.

Значимой для развития советской педагогики с конца 1950-х гг. стала проблема развивающего обучения. Под руководством Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина разработаны две целостные концепции развивающего обучения, созданы учебники для массовой школы и их методическое обеспечение. Ведущая идея состоит в том, что необходимо перенести акцент с репродуктивного усвоения материала по предметам на учебную деятельность по развитию теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), или на всестороннее развитие ученика (Л.В. Занков).

Идея проблемного обучения активно разрабатывалась и внедрялась в массовую школьную практику в 1970-е гг. прошлого века. Ведущие советские дидакты А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер обосновали систему проблемного обучения через специально подобранные познавательные учебные задачи или задания. Ученики получили возможность увидеть и поучаствовать в процессе открытия нового знания, выдвижения гипотез, их обоснования. В свою очередь, это стимулировало и творческий подход учителя к уроку.

И.Я. Лернер (1917-1996) исследовал вопросы развития творчества ребенка в учебной деятельности. Разработанная им система методов обучения, включающая метод проблемного изложения, информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, эвристический, исследовательский методы, активно используется в современном образовании. Исследуя структуру содержания образования, тождественную социальному опыту человечества, Лернер расширил ее, дополнив знания, умения и навыки опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностного отношения к миру.

В исследованиях В.В. Краевского разработана методология науки, определены принципы и уровни формирования содержания образования: уровень общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала, процесса обучения и структуры личности.

Знаменательны также дидактические исследования Ю.К. Бабанского, В.А. Сластёнина, В.И. Андреева, Б.С. Гершунского, В.С. Леднева, Д. Л ийметса, В.Г. Разумовского, А.В. Усовой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

Начало XXI в. характеризуется появлением концепций личностно-ориентированного образования (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондареве кая, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская), что знаменует новый этап в развитии педагогической мысли. Особенности этого этапа заключаются в следующем:

  • меняется общий взгляд на образование как на культурный процесс, в котором реализуется творческое взаимодействие его участников;
  • для личности ребенка и образовательного процесса значимыми становятся субъектные свойства личности (способность к выбору, автономия, независимость, рефлексия, саморегуляция);
  • важное значение придается персонализации, самоидентификации, стремление к самоактуализации и самореализации личности. Изучаются и интерпретируются результаты современных психологических исследований механизмов развития личности;
  • углубленное изучение специфики взаимодействия научной, культурологической и творческой педагогики является перспективным путем к созданию целостной педагогической теории.