
[[Социальная психология]]
Предметом социальной психологии являются закономерности психической деятельности, поведения и взаимодействия людей как представителей социальных групп. При этом в качестве объекта исследований в социальной психологии могут выступать личность, социальная группа, их поведение и деятельность, процессы развития личности и конкретной группы, процессы межличностного и межгруппового взаимодействия.
Структура социальной психологии определяется прежде всего объектами, сферами человеческой деятельности и методами исследования.
В соответствии с основными объектами исследования в социальной психологии выделяются такие разделы, как:
Социальная психология личности - в рамках этого раздела изучаются проблемы социализации личности, социально-психологической регуляции ее поведения, социальных установок личности и т. д.;
Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений) - в этом разделе изучаются структуры и функции общения, проблемы межличностного познания, невербального общения, динамики развития межличностных отношений, психологического воздействия, влияния межличностных отношений на процесс общения и результативность группы и т. д.;
[[Межличностные отношения]]
[[Формальные и неформальные]]
[[Управление неформальными группами]]
[[Конформизм]]
[[Общение]]
[[Психология общения]]
[[Барьеры коммуникации]]
[[Умение слушать]]
[[Манипуляция]]
[[Манипулятивная тактика]]
Психология малых групп - в этом разделе изучаются процессы групповой динамики, социально-психологические проблемы референтности, лидерства, групповой сплоченности, взаимодействия индивида и малой группы, внутригрупповых конфликтов и т. п.;
Психология межгруппового взаимодействия - в этом разделе изучаются процессы межгрупповой дифференциации и интеграции, факторы детерминации межгрупповых отношений, проблемы межгрупповых конфликтов и т. д.;
Психология больших социальных групп и массовых явлений - в этом разделе изучаются факторы психологической общности групп, динамика развития больших социальных групп, специфика внутригруппового и межгруппового общения, проблемы внутри- и межгрупповых конфликтов, психология слухов, психология толпы и т. п.
[[Психология групп]]
[[Толпа]]
[[Адаптивное поведение]]
Понятно, что в зависимости от конкретной области социальной деятельности одно и то же социально-психологическое явление приобретает более или менее выраженную специфику. Одно дело - общение друзей, другое - общение продавца и покупателя, и совсем иное дело - общение руководителя с подчиненным. Разумеется, в каждом из этих случаев будут проявляться некоторые общие закономерности общения, но очень многое в его содержании и характере протекания будет определяться именно особенностями соответствующей человеческой деятельности. В этой связи социальная психология дифференцируется на такие отрасли, как:
Социальная психология труда - отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические проблемы трудовой деятельности, в частности социально-психологический климат в трудовом коллективе, личностный фактор совместной деятельности, особенности общения в автономных производственных коллективах, социально-психологические механизмы адаптации к профессиональной деятельности и др.;
[[Деловое общение]]
[[Структура делового общения]]
[[Коммуникативная компетентность]]
[[Деловая беседа]]
[[Публичное выступление]]
[[Деловые переговоры]]
[[Деловое совещание]]
[[Культура делового письма]]
[[Телефонные переговоры]]
[[Имидж делового человека]]
Социальная психология управления - отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические проблемы управленческой деятельности, в том числе социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений, психологическую совместимость как фактор эффективности управления, социально-психологические аспекты производственных конфликтов; эффективность различных стилей руководства, социально-психологическую компетентность руководителя и др.;
[[Теории лидерства]]
[[Модель Фидлера]]
[[Характеристики лидера]]
[[Функции лидера]]
Экономическая психология - одна из самых новых отраслей социальной психологии. Она изучает социально-психологические аспекты хозяйственной жизни общества, экономического поведения и отношений хозяйствующих субъектов. В рамках этой отрасли исследуются такие проблемы, как психологические факторы эффективности предпринимательской деятельности, социально-психологические особенности субъектов собственности, социально-психологическая регуляция их деловой активности, психологическое воздействие рекламы на поведение потребителей, динамика социально-психологических феноменов в условиях экономических изменений и др.;
Политическая психология - отрасль социальной психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни общества, политическое сознание и поведение субъектов политических процессов. В рамках этой отрасли исследуются социально-психологические проблемы политической активности, социально-психологические условия формирования общественно-политических интересов молодежи, психологические факторы влияния на поведение избирателей, характерные психологические особенности политических деятелей и другие проблемы;
Этническая психология - отрасль социальной психологии, изучающая психологические особенности национальных групп, народов (этносов). В ее рамках исследуются этнопсихологические характеристики конкретных национальных групп, проблемы межнациональных отношений и общения, влияние этнических стереотипов и установок на процесс совместной деятельности, проблема социально-психологической адаптации мигрантов, психологические условия возникновения межэтнических конфликтов и возможности их преодоления и другие проблемы.
Наряду с указанными выше отраслями социальной психологии можно с достаточным основанием говорить и о других се ответвлениях, например о социальной психологии науки, культуры, образования, религии, права, семьи и брака, искусства, торговли, спорта и т. д.
Социально-психологические исследования разных объектов в различных сферах жизни и деятельности людей могут проводиться на теоретическом, эмпирическом и практическом уровнях. В первом случае речь идет об анализе и обобщении теоретического материала (концепции, теоретические положения, гипотезы, выводы относительно тех или иных социально-психологических явлений). Во втором случае исследование нацеливается на выявление, описание и анализ конкретных фактов реальности - социально-психологических особенностей изучаемого явления. При этом наибольшую ценность имеют, как правило, эмпирические данные, полученные экспериментальным путем. Наконец, в третьем случае исследование напраатяется на решение какой-то практической задачи на основе анализа, учета и использования всей (т. е. и теоретической, и эмпирической) информации по ее социально-психологической составляющей.
Иными словами, социальная психология, как и другие науки, подразделяется на теоретическую социальную психологию, эмпирическую (в том числе экспериментальную) и практическую (прикладную) социальную психологию. Поэтому, когда возникает вопрос о целесообразности социально-психологического исследования конкретного явления социальной жизни, необходимо сразу же определить его рамки. Например, если при одном и том же объекте изучения сделать упор на теоретическое осмысление проблемы, то, несомненно, возникнут сложности с разработкой эффективных психологических рекомендаций по ее практическому решению. И, наоборот, даже весьма успешно решенная практическая задача социально-психологического плана далеко не всегда представит собой значительную ценность для теоретической социальной психологии.