Педагогика — это наука, интегрирующая:
- идеи, представления, взгляды на цели, содержание и технологии обучения, воспитания, образования;
- сферу научных исследований, связанных с обучением, воспитанием, образованием;
- практическую деятельность по обучению, воспитанию, образованию и соответствующие специальности, квалификации;
- учебный предмет в содержании среднего и высшего профессионального педагогического образования.
Предмет и объект
Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате педагогической деятельности и отношений, складывающихся в ходе этой деятельности.
Предметом педагогики выступает педагогический процесс, т.е. процесс воспитания и обучения человека как функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.
Дискуссионным и сегодня остается вопрос, сформулированный еще в 1885 г. П.Ф. Каптеревым: педагогика — наука или искусство? То есть наблюдается диалектическая взаимосвязь данных категорий и общность методологических основ. Это требует отличать предмет науки педагогики от предмета педагогической практики («искусства»), а также предмет научного познания от предмета учебного познания в профессиональной школе.
Предметом практики (педагогической деятельности) выступает взаимодействие с обучающимися, организация освоения ими общественного опыта как основы и условия развития личности.
Предмет учебного познания педагогики повторяет предмет науки. Однако в содержание учебного познания входят уже обоснованные и устоявшиеся понятия, закономерности, теории. Дисциплина «Педагогика» в структуре подготовки будущего педагога выполняет функции развития педагогической культуры обучающегося, педагогического мировоззрения и педагогического мышления, понимания современных проблем организации учебно- воспитательного процесса; формирования профессиональных компетенций проектирования, осуществления, диагностики и сопровождения учебно-воспитательного процесса с использованием возможностей социальной и образовательной среды.
Цель
Цели педагогики — описать, объяснить, выявить закономерности предмета изучения и на их основе прогнозировать процессы и явления действительности.
Функции
Исходя из цели, традиционно выделяют аналитическую, прогностическую и проектно-технологическую (практическую) функции педагогики.
В русле первой функции приоритетной задачей педагогической науки является задача описания и анализа существующих и вновь появляющихся практик образования, выявления закономерностей в областях воспитания, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.
Аналитическая функция предполагает также решение задачи обобщения передового опыта педагогической деятельности.
В массовой образовательной практике школ появляются интересные находки учителей, творчески относящихся к своему делу, реализуются новые формы образовательной деятельности с детьми: формируется передовой педагогический опыт, создаются авторские научно-практические школы.
Передовой опыт и достижения педагогической науки обеспечивают базу для реализации прогностической функции педагогики, и одной из постоянных задач служит прогноз развития образования на близкую и далекую перспективу. Политика и экономика в области образования, принятие долгосрочных планов, усовершенствование педагогической деятельности и подготовки педагогических кадров требуют научного прогнозирования и обоснования.
Задачи
Практико-ориентированными задачами науки о воспитании являются:
- разработка новых средств, методов, форм, систем воспитания, обучения, управления в сфере образования, теоретическое обоснование инновационных процессов;
- обеспечение связей теории и практики, научной и практической деятельности;
- внедрение результатов исследований в практику.
- Структура системы образования
- Обучение, его понятие, приемы и методы
- Педагогика как наука
- Понятие, цели и задачи воспитания