Потребности
Потребность — состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.
В психологической науке потребность определяется как внутреннее состояние индивида, вызываемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее в качестве глубинного источника всех форм его активности.
Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название "потребность") организму человека.
Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических, органических потребностей имеет еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).
Общеизвестна классификация потребностей А. Маслоу. Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив пять уровней:
- физиологические потребности;
- потребности в безопасности;
- потребности в социальных связях;
- потребности самоуважения;
- потребности самоактуализации.
Мотивы
С потребностями тесно связано и понятие мотива.
Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности.
Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:
- совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;
- процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Общая мотивация, характерная для данного человека, является важнейшей составляющей характеристики его личности.
З. Фрейд считал, что существует два фундаментальных побуждения: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос), а все остальные потребности являются производными от этих двух побуждений.
Приведем список мотивационных факторов (по Гилфорду).
- Факторы, соответствующие органическим потребностям: 1 — голод; 2 — сексуальное побуждение; 3 — общая активность.
- Потребности, относящиеся к условиям среды: 4 — потребность в комфорте, приятном окружении; 5 — потребность в порядке, чистоте (педантичность); 6 — потребность в уважении к себе со стороны окружающих.
- Потребности, связанные с работой: 7 — общее честолюбие; 8 — упорство; 9 — выносливость.
- Потребности, связанные с положением индивида: 10 — потребность в свободе; 11 — независимость; 12 — конформизм; 13 — честность.
- Социальные потребности: 14 — потребность находиться среди людей; 15 — потребность угождать; 16 — потребность в дисциплине; 17 — агрессивность.
- Общие потребности: 18 — потребность в риске или безопасности; 19 — потребность в развлечении; 20 — интеллектуальные потребности (в исследовательской деятельности, любознательность).
Виды мотивации
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.
Осознаваемые мотивы:
- интересы (эмоциональное проявление познавательных потребностей);
- убеждения (система осознаваемых мотивов, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами и принципами);
- стремления (выражающие потребность человека в условиях существования, которых нет, но могут сложиться как результат целенаправленной деятельности).
К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.
Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т.е. потребность, представленная в них, либо угасает, либо осознается.
Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы "извне". А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.
Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.
Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые, закрепившиеся взгляды ("все люди — эгоисты, все учителя — формалисты, все торговые работники — нечестные люди") могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей.
Фрустрационные состояния, возникающие в результате фрустраций, могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует), либо побуждая человека чувствовать себя во всем виноватым, никчёмным, лишним, неполноценным ("регрессивная фрустрация", самообвинение).