Grandars.ru » Психология » Педагогика »

Система педагогических наук

Предмет педагогики достаточно сложен, поэтому в процессе истории развития, накопления информации, дифференциации появилась обширная система педагогических знаний. Только в номенклатуре научных специальностей выделяют:

  • общую педагогику, историю педагогики и образования (включая педагогическую антропологию, теорию обучения, теорию воспитания, сравнительную педагогику);
  • теории и методики обучения и воспитания по областям и уровням образования;
  • коррекционную педагогику (сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику и логопедию);
  • теорию и методику физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры;
  • теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности (включая социальную педагогику);
  • теорию и методику профессионального образования.

Науки, входящие в систему педагогических

Генезис феномена воспитания в человеческом обществе, историю появления педагогических учений изучает история педагогики и образования.

Общая педагогика как научная дисциплина исследует закономерности воспитания человека, разрабатывает теоретические основы учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях всех типов, определяет методологию педагогических исследований.

В подсистеме возрастной педагогики активно развиваются дошкольная и школьная педагогики, изучающие закономерности воспитания ребенка в определенном возрасте и соответствующую специфику образовательного процесса в дошкольном и школьном возрастах.

Специальная педагогика имеет своим предметом образование людей с какими-либо отклонениями и нарушениями в развитии.

Сурдопедагогика рассматривает аспекты воспитания и обучения глухих и глухонемых обучающихся, тифлопедагогика — слепых, олигофренопедагогика — умственно отсталых.

Широкую группу в педагогической науке составляют методики преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин. Активно разрабатывается отрасль «образовательные технологии». Появляются новые отрасли науки («электронная педагогика», «педагогика понимания» и др.).