Психические процессы и состояния

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Функции памяти в познавательной деятельности:

  • отбор и закрепление необходимой для субъекта информации, поступающей через органы чувств;
  • накопление и сохранение полученной информации в сознании человека;
  • воспроизведение информации, необходимой для осуществления текущей и будущей деятельности.

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Представления памяти являются продуктом нашего воображения. Они основываются на прошлых восприятиях, однако служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

Представления — образы предметов или процессов реальной действительности, воспринятые ранее, а затем воспроизведенные мысленно.

Представление памяти (единичное, общее) — воспроизведение, более или менее точное, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств.

Представление воображения — представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались.

Классификация явлений памяти

Различаются процессы памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание и формы памяти — непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различают виды памяти: образную, логическую и эмоциональную.

Образная память — представления — классифицируется по видам анализаторов: зрительная, слуховая, двигательная и т. д.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную) память.

Системы памяти человека

Рассмотрим системы памяти. В любом виде деятельности задействуются все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием различных механизмов, систем памяти.

Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти:

  • сенсорная;
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная.

Рис. 1. Классификация явлений памяти

0.076 сек.