Основные категории педагогики
Grandars.ru » Психология » Педагогика »

Основные категории педагогики

Категориями науки называются ее предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие сущность данной науки, ее устоявшиеся, типичные формы отражения действительности. В любой науке категории выполняют системообразующую функцию.

Основными категориями педагогики как науки являются развитие, воспитание, образование, обучение.

Воспитание

Воспитание необходимо рассматривать в широком и узком смысле. В широком социальном смысле воспитание есть общественное явление, связанное с передачей общественного и культурного опыта новым поколениям.

В свете Закона «Об образовании» воспитание рассматривается как деятельность, которая направлена на развитие личности, требует условий для самоопределения и ее социализации на основе присвоения социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Воспитание в широком педагогическом смысле трактуется как целенаправленное, осознанное, систематически осуществляемое воздействие и взаимодействие с личностью, которое должно привести к достижению цели формирования личности.

Воспитание в узком педагогическом смысле понимается как воспитательная работа, как процесс и результат решения конкретных воспитательных задач.

В педагогике разработана система направлений воспитания, объединенных целью и содержанием формирования личности: нравственное, умственное, физическое, гражданское, трудовое, эстетическое.

Образование

Образование в педагогике можно понимать как ценность развивающегося человека и общества, социальное явление, процесс, результат, систему.

Образование — специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры.

В контексте Закона «Об образовании», мы будем понимать образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Образование как результат традиционно предполагает достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система в формулировке ст. 10 Закона «Об образовании» включает в себя:

  • федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования».

«Образование — это социально обусловленное становление человека, непрерывная реализация его возможностей, его вариативная актуализация и самоосуществление в пространстве культуры и общества».

Обучение

В трактовке Закона «Об образовании» «обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Развитие

Развитие индивида — последовательное изменение физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих становление его личности, реализацию его сущности и назначения, жизненного потенциала.