Обучение
Grandars.ru » Психология »

Обучение

Обучение - многозначное понятие:

  • в кибернетике - говорят о самообучающихся системах;
  • в биологии под обучаемостью понимается одно из фундаментальных свойств всех живых систем;
  • в психологии обучение выступает как взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучаемого, в результате которой происходит обогащение интеллекта обучаемого, его психическое развитие;
  • в педагогике под обучением понимается специфический вид человеческой деятельности, суть которого состоит в передаче социального опыта. Обучение существует в неразрывном единстве с другой стороной образовательного процесса - воспитанием. Если главной задачей обучения является обеспечение прочных знаний, то задача воспитания состоит в формировании у обучаемых тех или иных личных качеств, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру. В практической образовательной деятельности обучение и воспитание существуют в неразрывном единстве и различаются лишь при их теоретическом анализе.

Существуют различные системы организации обучения - индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская и др.

Сущность процесса обучения

Под обучением в педагогической литературе, как правило, понимается подсистема образования, представляющая собой процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающими и обучаемыми, в результате которого у последних формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности, поведения, а также личностные качества.

В этом определении выявляются следующие стороны процесса обучения:

  • он нацелен прежде всего на овладение знаниями;
  • подсистема обучения не исчерпывает свои задачи только сообщением знаний, а ставит целью также и формирование определенных качеств обучаемого, умений, навыков, поведения, т.е. процесс обучения оказывается так или иначе тесно связанным, переплетенным с подсистемой воспитания;
  • процесс обучения не есть только сфера активности обучающего, а есть отношение между двумя его участниками - обучающим и обучаемым, приоритет в котором принадлежит преподавателю, но где и обучаемый отнюдь не остается пассивным.

Отсюда кратким, но достаточным определением предмета теории обучения или дидактики может служить следующее:

Дидактика - составная часть [[Педагогика|педагогики]], исследующая общие принципы и закономерности взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи обучения в тесной связи с задачами воспитания.

Причем под [[Принципы обучения|принципами обучения]] понимаются основные требования к процессу обучения, позволяющие оптимизировать его. А под закономерностями подразумевается отражение в теории общих, необходимых, устойчивых и повторяющихся связей, определяющих развитие процесса обучения. Среди таких закономерностей процесса обучения обычно выделяют следующие:

  • зависимость содержания и целей обучения от потребностей личности, общества и государства;
  • зависимость каждого последующего этапа обучения от качества предыдущего, от объема и характера уже изученного учебного материала;
  • взаимосвязь эффективности обучения с характером его мотивации у участников процесса;
  • активное влияние управления учебным процессом, его планирования, организации, системы стимулирования и контроля на общие результаты обучения, его качество.

{reklama}

Важнейшими же принципами обучения, его исходными установками, которые и обеспечивают его высокое качество, являются:

  • объективность предлагаемого к изучению материала, его соответствие реальной действительности, его научность;
  • последовательность, систематичность, четкое планирование учебного процесса;
  • доступность предлагаемых знаний, их соответствие уровню развития учащихся;
  • наглядность обучения, многообразие его методов;
  • поддержание активности учащихся при их обучении;
  • обеспечение прочного усвоения знаний;
  • поддержание тесной связи теории с практикой.

Успех в реализации этих принципов во многом определяется [[Содержание обучения|содержанием обучения]].

Диагностика

Неотъемлемым компонентом процесса обучения выступает диагностика, с помощью которой можно определить, насколько достигнута поставленная цель. Без диагностических процедур невозможно организовать эффективное управление образовательным процессом. Диагностика - это процедура точного определения результатов образовательного процесса.

Диагностика включает в себя:

  • контроль, проверку знаний, оценивание;
  • сбор и накопление статистических данных, их анализ;
  • прогнозирование дальнейших результатов учебной деятельности, выявление динамики, предполагаемых изменений в дидактическом процессе.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль - это непосредственное и опосредованное наблюдение за реально протекающим процессом усвоения знаний, приобретения умений и навыков. Существенной составляющей контроля является проверка. Проверка - система действий, операций и процедур для проведения контроля усвоения знаний, умений и универсальных учебных действий.

Результатом применения разнообразных форм и методов измерения знаний является их оценка, обычно выражаемая в числовом виде.

В мировой педагогической практике используются разные шкалы оценок. С их помощью измеряется качество обучения. В оценке заключен и некоторый воспитывающий потенциал.

В России наиболее распространена система оценок по четырехбалльной системе: 5, 4, 3, 2. На Западе используются другие системы: вплоть до 100-балльной.

В итоге применения тех или иных систем, как правило, обнаруживается доля неуспевающих учащихся, студентов. Неуспеваемость - одна из болезненных, сложных проблем в любом учебном заведении.

Средства обучения - совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения. Изменение содержания обучения требует и обновления фондов используемых средств. Наиболее сложную группу технических средств в современном учебном заведении составляют ЭВМ. Это также натуральные объекты (коллекции минералов, гербарии), различного рода изображения (модели, картины, кинофильмы), описания (учебники, другие дидактические материалы), многообразные традиционные технические средства обучения.

Современные средства обучения

Современная система образования представляет собой весьма многообразную [[Сферы жизни общества|сферу жизни общества]], в которой задействованы большие массы людей, сконцентрированы значительные материальные, финансовые и информационные ресурсы. Эти ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, и называют средствами обучения. Для уяснения содержания этого многопланового понятия обычно выделяют несколько уровней средств обучения.

На уровне отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включаются учебные здания с оборудованными лекционными аудиториями и специализированными учебными кабинетами, библиотеками, типографиями, столовыми, медицинскими кабинетами, помещениями для преподавателей, сотрудников и администрации, специальными спортивными сооружениями, общежитиями и т.п. Все это - материальные средства обучения.

К организационным средствам относятся действующие в учебном заведении системы обучения: дневная (очная), вечерняя, заочная, дистантная. К этой же группе средств обучения относят и взятые в совокупности методы обучения, которые были рассмотрены выше, а также характер распределения обучаемых по группам (классам, курсам), продолжительность учебных циклов (четвертей, семестров, общие сроки обучения), характер и сроки контрольных мероприятий - текущих и итоговых.

На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения: словесные (учебники, и учебные пособия, другие тексты), визуальные средства (микроскоп, диаскоп и т.п.), аудиальные (проигрыватель, магнитофон), аудиовизуальные, (телевизор, видеомагнитофон), средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, локальные телекоммуникационные сети), а также учебно-методические материалы, помещенные на сайтах учебного заведения в сети Интернет.

Среди словесных средств обучения кроме учебников большую роль могут играть раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем.

Визуальные средства призваны демонстрировать реальные объекты: предприятия, исторические памятники, например Кремль или Красную площадь. Но наиболее практичны, конечно, модели, макеты, карты, рисунки. Их главная задача - обеспечить эффективное восприятие информации, стимулировать учебную деятельность обучаемых.

Технические средства обучения

Сложную группу технических средств образуют компьютеры, созданные на их основе телекоммуникационные сети. Их применение породило педагогическую информатику как особое направление педагогической науки. Современное учебное заведение немыслимо без информационных систем, телекоммуникационных сетей, медиатек и т.п. Информатизация образования - есть внедрение в учебный процесс информационных знаний, методов, технологий. Информатизация педагогической деятельности может фундаментально изменить педагогические концепции и даже, по мнению некоторых ученых (академик В.П. Беспалько), может превратить педагогику в компьютику. В созданных на ее основе образовательных системах главное звено современного обучения - «преподаватель - ученик» - будет заменено звеном - «информационная система - ученик».

Но уже сегодня компьютер зарекомендовал себя в качестве многофункциональной обучающей машины. С его помощью предъявляются не только тексты, но и информация в звуковой форме. Он может формировать не только знания, но и умения, служить развитию учащихся.

Имеющиеся программные продукты постоянно улучшаются. Они используются и для управления образованием, и при проведении научно-педагогических исследований. Применение компьютеров в образовании ведет и к повышению его экономической эффективности. Несомненно, что за информатизацией образования большое будущее.

Однако, поддерживая и развивая компьютеризацию [[Обучение|обучения]], не следует отбрасывать опыт прошлого. Полезно помнить старую притчу: кто стреляет в прошлое из пистолета, получит от него выстрел из пушки. Нужно помнить, что появление в свое время книгопечатания не повлекло за собой исчезновения живого общения из практики преподавания; также и появление компьютеров не повлечет за собой исчезновения ни печатных носителей информации, ни живого общения. Живое человеческое общение всегда сохранится в качестве незаменимой основы [[Процесс обучения|процесса обучения]] и воспитания.

Смотрите также по теме «Обучение»