
Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.
Система образования согласно Закону «Об образовании» включает подструктуры, «обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)».
Общее образование реализуется на уровне дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В профессиональном образовании установлены следующие уровни:
- среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат;
- специалитет или магистратура;
- подготовка кадров высшей квалификации).
В структуре образования следует также выделить уровни дополнительного образования детей, дополнительного образования взрослых, а также подсистему профессионального обучения.
Структурно система образования включает в себя:
- образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность (включая педагогических работников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся);
- органы государственной власти на уровне Федерации, субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления, в функции которых входит управление в сфере образования;
- организации, обеспечивающие образовательную деятельность, оценку качества образования;
- общественные объединения, реализующие деятельность в сфере образования.
Важнейшим социальным институтом в системе образования является школа.
Структура образования
Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).
В таблице приведена структура образования на примере Российской Федерации. Основное общее образование в РФ до достижения 15 лет является обязательным.
Таблица. Уровни системы образования
Дошкольное |
Общее |
Профессиональное |
|||||
Начальное |
Основное |
Среднее |
Начальное |
Среднее |
Высшее |
Послевузовское |
|
Ясли, Детский сад |
1-4-е классы школы |
5-9-е классы школы |
10-11-е классы школы |
ПТУ. проф-лицей |
Техникум, колледж |
|
|
Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:
- дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
- самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.
По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.
Общее образование
Российские дошкольные образовательные организации во взаимодействии с семьей осуществляют деятельность по охране жизни, здоровья воспитанников; способствуют их умственному, физическому и личностному развитию; приобщают к ценностям культуры.
Общеобразовательная организация осуществляет образовательный процесс на уровне общеобразовательных программ начальной, основной и средней (полной) школы.
Начальная школа призвана формировать личность ребенка, развивать способности, формировать познавательные интересы, желание учиться.
Основная школа в Российской Федерации является обязательной. Она создает прочную основу — фундамент общеобразовательной подготовки, позволяющей продолжать образование в полной средней школе (10-11 классы), в организациях среднего профессионального образования различного типа и профиля.
Средняя школа завершает общеобразовательную подготовку обучающихся, что подтверждается соответствующими документами. При этом ярко проявляется широкая и глубокая дифференциация обучения, создаются условия для выбора профессии, учета интересов и склонностей выпускников, активного включения в жизнь общества. В учебном плане на данной ступени наряду с обязательными дисциплинами присутствуют элективные курсы и предметы по выбору самого обучающегося.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные образовательные организации (классы, группы) коррекционного характера, в которых наряду с воспитанием и обучением обеспечиваются их лечение, социальная реабилитация, адаптация и интеграция в общество. Предусматривается также инклюзия — включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс общеобразовательной организации.
Вариативная система образования реализуется в разнообразных организационных формах. Наряду с обычными общеобразовательными школами действуют гимназии, лицеи, колледжи, комплексы, центры. Система негосударственных и альтернативных образовательных учреждений официально появилась в 1991 г. с принятием Устава Российской ассоциации негосударственного образования. Частные образовательные учреждения по содержанию и направленности можно разделить: на привилегированные (высокое качество образования за высокую плату); для детей, нуждающихся в особых условиях обучения и развития; на организации для одаренных детей со специально разработанными программами обучения.
Профессиональное
На ступени среднего профессионального образования реализуется подготовка рабочих, служащих, специалистов среднего звена, обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей личности. Прием обучающихся осуществляется на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.
В организациях высшего профессионального образования обеспечиваются подготовка и переподготовка специалистов, имеющих среднее (полное) общее, среднее или высшее профессиональное образование. В настоящее время в России действуют следующие виды высших учебных заведений: классические и специализированные университеты, академии, институты, консерватории, высшие профессиональные школы, ведущие профессиональную подготовку по определенным профилям.
Образовательная организация имеет право реализовывать дополнительные образовательные услуги при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Данные услуги могут быть платными, если они выходят за пределы обязательной образовательной работы с детьми в соответствии с учебным планом и основной образовательной программой.
- Структура системы образования
- Обучение, его понятие, приемы и методы
- Педагогика как наука
- Понятие, цели и задачи воспитания
