Методы педагогического исследования
Grandars.ru » Психология » Педагогика »

Методы педагогического исследования

Методология педагогической науки

Методология образования на современном этапе выполняет следующие функции:

  • определяет содержание и смысл научной деятельности в контексте взаимодействия с другими сферами жизнедеятельности, рассматривает роль педагогики для практики, человека, культуры, общества;
  • решает задачи рационализации научной деятельности, повышения качества научно-педагогических исследований.

Таким образом, методология выступает как в качестве метода научного познания, так и технологического обеспечения образовательной деятельности.

Методы педагогического исследования

Методы научного исследования — это приемы и средства, позволяющие получить достоверную информацию, которая используется для построения научных теорий и проверки их истинности:

  • эмпирические — эксперимент, наблюдение, опрос (беседа, интервьюирование, анкетирование), самонаблюдение, изучение продуктов деятельности, опыта, тестирование, групповая дифференциация, описание и др.;
  • теоретические — анализ, синтез, объяснение, абстрагирование, обобщение, систематизация, классификация, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, изучение литературы (составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование), моделирование, метод графов и др.;
  • математические — математическая статистика, регистрация, рейтинг, ранжирование, шкалирование, репертуарная решетка, парное сравнение и др.

Эмпирические методы

Наблюдение — восприятие и фиксация каких-либо аспектов образования, воспитания, развития личности в естественных условиях; наблюдение имеет конкретную цель, план, обеспечивает получение фактического материала. Основной метод исследования.

Методы опроса (беседа, анкетирование, интервьюирование) позволяют изучать отношения, мотивы, состояния, точки зрения и т.п.

Самонаблюдение — наблюдение за самим собой; проведение опыта на самом себе с записью реакции организма.

Социометрические методы широко используются для изучения скрытых межличностных отношений в группе, классе, воспитательном коллективе.

Эксперимент как основной метод исследования обеспечивает научную проверку искусственно вызванного явления в точно учитываемых условиях. Это позволяет системно организовать его управление и развитие, качественное преобразование исследуемого феномена.

Теоретические методы

Абстрагирование — отвлечение от множества конкретных свойств изучаемого объекта (предмета) в целях выявления наиболее общих, отражающих его сущность, природу.

Анализ теоретический — выявление составных элементов понятия, предмета, явления, действия в целях понимания сути, структуры, общих и частных сторон.

Дедукция — движение мысли от общего к частному, от целого к части.

Индукция — метод рассуждения и исследования от части к целому, от частного к общему.

Классификация — распределение объектов по группам на основе выделенных существенных признаков.

Метод графов — построение на основе эмпирических данных графической конструкции из вершин и соединяющих их линий (ориентированных или неориентированных). Граф позволяет четко увидеть непосредственные и опосредованные взаимосвязи между компонентами.

Моделирование — создание мыслительных или материализованных конструкций предмета, явления, системы, позволяющее адекватно отражать и изучать их, получать новую информацию об изучаемом в идеальных условиях; конструирование нового, еще не существующего в науке.

Объяснение — форма логического умозаключения на основе анализа и обобщения фактов; служит обнаружению связей между предметами, явлениями, фактами.

Синтез теоретический — выявление порядка, логической взаимосвязи главного, существенного; систематизация и интеграция знаний о предмете и его свойствах.

Сравнение — выявление сходства и различия предметов и явлений.

Математические методы

Регистрация — констатация определенных качеств объекта, предмета, явления данного класса в целях последующей математической обработки и интерпретации.

Ранжирование — установление места (ранга) объекта, предмета, явления или их признаков в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей.

Шкалирование — цифровая оценка отдельных сторон объекта, предмета, явления, факта с последующим сравнением полученных результатов с нормой или другими оценками.