Понятие, структура и функции метода обучения
Метод обучения — это способ взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся, направленный на достижение целей образования (овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретение опыта деятельности, развитие способностей, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни и формирование у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни).
Любой метод обучения состоит из отдельных элементов — методических приемов, которые, в свою очередь, включают в себя систему наиболее рациональных действий. По отношению к методам приемы носят частный подчиненный характер. Один и тот же метод обучения может складываться из различных методических приемов, а одни и те же приемы могут составлять разные методы. Именно приемы определяют своеобразие методов работы педагога и обучающихся.
Описательной, нормативной моделью приема обучения выступает правило. Нормативно-описательной моделью метода является система правил для решения определенного типа задач.
Специфика метода обучения (в отличие от методов любой другой деятельности) состоит в том, что обучающийся, который выступает объектом воздействия учителя, одновременно является и субъектом, самостоятельно осуществляющим деятельность.
Метод обучения предусматривает в первую очередь реализацию цели педагога и его деятельность имеющимися у него средствами. В результате возникает цель обучающегося и его деятельность наличными у него средствами. Под влиянием этой деятельности возникает и осуществляется процесс усвоения обучающимся подлежащего изучению содержания, достигается намеченная цель, или результат обучения, который выступает критерием соответствия метода цели. Таким образом, метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и обучающегося, в ходе которого педагог организует познавательную и практическую деятельность обучающегося над объектом познания, а в результате этой деятельности реализуется процесс усвоения обучающимся содержания образования.
Роль и место метода в процессе обучения определяется его функциями: обучающей, развивающей, воспитывающей, побуждающей и контрольно-коррекционной. Обучающая функция состоит в том, что посредством метода достигается цель обучения, развивающая функция заключается в том, что метод обучения обусловливает определенные этапы и темпы развития обучающихся, а, кроме того, некоторые результаты воспитания — воспитывающая функция. Побуждающая функция состоит в том, что для педагога метод выступает средством побуждения обучающихся к учению, является основным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности. Контрольно-коррекционная функция заключается в том, что с помощью всех методов, а не только контролирующих педагог проводит диагностику хода и результатов процесса обучения, вносит в него определенные коррективы.
Классификация методов обучения
Классификация методов обучения — это система методов обучения, упорядоченная по определенному признаку. В современной дидактике известны десятки классификаций методов обучения. Однако большинство ученых сходятся на мысли, что не стоит стремиться к определению единой и неизменной номенклатуры методов обучения. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать подвижность процесса обучения, учитывать изменения, происходящие в практике применения методов.
Рассмотрим наиболее обоснованные педагогической наукой классификации методов обучения.
Классификация методов обучения по источнику получения знаний включает три группы:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
К словесным методам (источник знания — устное или печатное слово) относятся: лекция, рассказ, беседа, дискуссия, проблемный диалог, работа с книгой. В отличие от монологических методов (рассказ, лекция) активные методы (беседа, дискуссия, проблемный диалог) предусматривают включение обучающихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к процессу познания. Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к чужому мнению и объективно оценивать значение различных точек зрения. Работа с печатными материалами нацелена на развитие у обучающихся внимания, памяти и логического мышления.
Практические методы (источник знания — практические действия) предполагают активную деятельность обучающихся и включают: упражнения (выполнение обучающимися умственных либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве), лабораторные и практические работы, во время которых обучающиеся изучают какие-либо явления при помощи оборудования или обучающих машин.
Наглядные методы (источник знания — предметы, явления, наглядные пособия) подразумевают использование в учебном процессе наглядных пособий или других средств, отражающих суть изучаемых объектов, процессов или явлений, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти обучающихся. Наглядные методы обучения можно условно разделить на две подгруппы: метод иллюстрации, связанный с показом иллюстративных пособий (плакаты, таблицы, картины, карты), и метод демонстрации, предполагающий демонстрацию диафильмов, опытов, приборов, технических установок.
Классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Тип познавательной деятельности рассматривается как уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают обучающиеся, следуя схеме обучения, предложенной педагогом. В этой классификации выделяются следующие группы методов:
- объяснительно-иллюстративные, или информационнорецептивные; репродуктивные; проблемного изложения;
- частичнопоисковые, или эвристические;
- исследовательские.
Например, если познавательная деятельность, организованная педагогом, ведет всего лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному, а зачастую и неосознанному воспроизведению, то в этом случае имеет место достаточно низкий уровень напряженности мышления и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне мыслительной активности обучающихся, когда знания являются результатом их самостоятельного творческого познавательного труда, имеет место эвристический, или исследовательский метод обучения.
Характерные признаки объяснительно-иллюстративного (информационно-рецептивного) метода:
- обучающиеся получают знания в «готовом» виде;
- учитель создает условия для восприятия этих знаний;
- обучающиеся воспринимают и осмысливают полученные знания, фиксируют их в памяти. Для восприятия используются различные источники информации, логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным способом.
Управляющая деятельность учителя заключается в организации процесса восприятия знаний обучающимися.
Репродуктивному методу обучения присущи следующие признаки:
- знания обучающимся предлагаются в «готовом» виде;
- педагог сообщает и объясняет знания;
- обучающиеся сознательно воспринимают знания, понимают их и запоминают;
- прочность усвоения знаний обеспечивается их многократным повторением.
Поскольку репродуктивная деятельность предшествует творческой, игнорировать ее в процессе обучения нельзя. Данный метод должен применяться в сочетании с другими методами обучения.
Метод проблемного изложения занимает промежуточное место между исполнительской и творческой деятельностью. На некоторых этапах обучения обучающиеся еще не имеют возможности решать проблемные задачи самостоятельно, поэтому учитель демонстрирует путь исследования проблемы, показывая се решение от начала до конца. Хотя обучающиеся при таком методе обучения являются не участниками, а всего лишь наблюдателями хода размышлений, они получают урок разрешения познавательных затруднений.
Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения характеризуется следующими признаками:
- знания обучающиеся не получают в «готовом» виде, а добывают их самостоятельно;
- педагог организует поиск новых знаний с помощью различных методов и приемов;
- обучающиеся под незначительным руководством педагога самостоятельно решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, рассуждают, сравнивают, анализируют, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Поскольку обучающиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца, учебная деятельность развивается по следующей схеме: учитель — обучающиеся — учитель — обучающиеся и т.д. Часть знаний педагог сообщает в «готовом» виде, часть обучающиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные ситуации. Одной из модификаций частично-поискового метода выступает эвристическая беседа.
Особенность исследовательского метода раскрывается следующими положениями:
- учитель совместно с обучающимися определяет проблему, исследованию которой отводится некоторый отрезок учебного времени;
- обучающиеся не получают знания в «готовом» виде, а самостоятельно добывают их в ходе решения проблемы, сопоставления различных вариантов получаемых ответов. Способы для достижения результата тоже выбирают сами обучающиеся;
- деятельность педагога заключается в оперативном управлении ходом разрешения проблемных задач;
- учебный процесс отличается высоким уровнем интенсивности, учение характеризуется повышенным интересом, полученные знания глубокие, прочные, действенные.
Данный метод обучения предполагает творческое усвоение знаний обучающимися.
По логике изложения содержания учебного материала выделяют индуктивные и дедуктивные методы обучения. Индуктивный метод (от частного к общему) применим в случаях, если учебный материал носит в основном фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным, лишь в ходе индуктивных рассуждений. Недостаток индуктивных методов обучения заключается в том, что они требуют значительно большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере направлены на развитие абстрактного мышления обучающихся, поскольку опираются на конкретные факты и опыты. Дедуктивный метод обучения (от общего к частному) позволяет быстрее освоить учебный материал, активнее развивает абстрактное мышление обучающихся. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности включают две группы:
- методы стимулирования и мотивации интереса к учению (дискуссия, диспут, включение учащихся в ситуацию личного переживания успеха в учебе, в другие ситуации эмоционально-нравственных переживаний, метод опоры на полученный жизненный опыт, метод познавательной, дидактической, ролевой игры);
- методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении (убеждение, положительный пример, практическое приучение к выполнению требований, создание благоприятных условий для общения, поощрения и поиска, оперативный контроль над выполнением требований, благодарность, награда).
К методам контроля и самоконтроля в обучении относятся: устный, письменный, лабораторно-практический, программированный, самоконтроль.
Основным способом устного контроля является индивидуальный и фронтальный опрос.
Письменный контроль реализуется посредством контрольных работ, письменных зачетов, сочинений, изложений, диктантов, которые могут быть как кратковременными, так и длительными, различаться глубиной диагностики.
Целью лабораторного контроля является проверка умений обучающихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на занятии. Зачастую сочетается с работами письменного и (или) графического характера, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.
Программированный контроль применяется на всех этапах обучения при изучении всех учебных предметов и характеризуется высокой степенью объективности. Может быть как безмашинным, так и машинным.
Самоконтроль направлен на формирование у обучающихся умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, определять пути их устранения.
Средства обучения
Методы обучения тесно связаны с дидактическими средствами и используются в единстве. Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения образовательных целей.
Дидактические средства, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Средства обучения используются также для побуждения, управления и контроля учебнопознавательной деятельности обучающихся.
В современной педагогической науке нет строгой классификации дидактических средств. Зачастую ученые делят их на средства, которыми пользуется педагог для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучающихся (письменные принадлежности, учебники и пособия, тетради). К числу средств обучения относятся и такие, с которыми связана деятельность как учителя, так и обучающихся, например компьютеры, учебные кабинеты, спортивное оборудование.
В качестве основания для классификации средств обучения используется также чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются:
- на визуальные, или зрительные, — таблицы, карты, натуральные объекты;
- аудиальные, или слуховые, например радио, магнитофоны, музыкальные инструменты;
- аудиовизуальные, или зрительно-слуховые, к которым относятся звуковые фильмы, телевидение.
В. Оконь разработал классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия обучающегося. Среди дидактических средств он выделил простые и сложные.
К группе простых средств обучения относятся словесные (учебники, пособия) и визуальные (картины, модели, реальные предметы) дидактические средства.
Группа сложных средств обучения включает:
- механические визуальные приборы (проектор, микроскоп);
- аудиальные средства (музыкальный центр);
- аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);
- средства, автоматизирующие учебный процесс (лингвистические кабинеты, компьютеры, сеть Интернет).
Средства обучения, применяемые педагогом в образовательном процессе, должны отвечать следующим требованиям: наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению; быть адекватными стоящей учебной задаче; соответствовать возрасту, уровню развития и обученности детей; должны быть эстетически оформлены. Учителю необходимо соблюдать меру в использовании средств обучения в рамках одного урока.
Дидактические средства становятся важным компонентом образовательного процесса при условии, если применяются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.
- Структура системы образования
- Обучение, его понятие, приемы и методы
- Педагогика как наука
- Понятие, цели и задачи воспитания