Grandars.ru » Психология » Основы психологии »

Основные компоненты деятельности человека

Любая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты.

К внутренним компонентам относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.

К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не постоянно: по мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние.

Современный человек может осуществлять множество видов деятельности, число которых примерно отвечает числу его потребностей. Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответствовать общим потребностям людей. Это — общение, игра, учение.

Человеческая деятельность невозможна без участия психических процессов, которые выступают как неотъемлемые внутренние компоненты, при этом они в ней развиваются и представляют собой особые виды деятельности.

Важнейшими компонентами любой человеческой деятельности выступают такие психические процессы, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие психологические качества, в деятельности формируются ее основные виды — восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью, поскольку человек не в состоянии представить или вообразить такое, что не выступало в опыте, не было условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения является отражением, хоть и не буквальным, опыта человеческой деятельности.

Запоминание — один из основных процессов памяти, осуществляется в деятельности и само представляет собой мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему запоминанию (осмысление, структурирование, ассоциирование и др.).

Мышление в ряде случаев идентично практической деятельности (практическое мышление). В более развитых формах — образной и логической деятельности — момент мышления выступает в виде внутренних мыслительных действий и операций. Однако процессуальный, динамический аспект мышления не тождествен операциональному. Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции, которые затем в него включаются. Мыслительная деятельность, или мышление как процесс поиска и открытия нового, является формирующимся, т.е. изначально полностью не заданным, не запрограммированным, поэтому вся его детерминация объективно выступает как процесс, как нечто образующееся, динамичное, а не заранее и целиком готовое. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления формируется в этом процессе, а не привносится извне уже в законченном виде.

Речь также является особого рода деятельностью, и часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность».

Жизненный путь человека тесно переплетен с деятельностью. Именно в деятельности формируются профессионально-личностные особенности человека. Формирующая роль деятельности раскрывается при сравнении психики людей, занятых в различных областях труда. Устойчивые качества личности позволяют по отдельным проявлениям в поведении, а иногда и по внешнему облику определить профессию человека. Так, для учителя становятся типичными подтянутость, внимательность, постановка голоса, продуманность слов, воздействующих на человека, умение объяснить просто сложный вопрос, убежденность и многие другие личностные качества.