Grandars.ru » Психология » Педагогика »

Интерактивные методы обучения

Согласно ФГОС методы обучения должны отвечать требованиям активизации и интенсификации обучения; быть ориентированными не на простое получение знаний о каком-то объекте, а на деятельность с этим объектом, на развитие личности обучающегося, поэтому сегодня предпочтение отдастся методам обучения как более действенным и эффективным.

Проблемный диалог создаст условия для творческого усвоения знаний обучающимися посредством специально организованного педагогом побуждающего или подводящего диалога. Побуждающий диалог объединяет в себе отдельные стимулирующие реплики, которые позволяют детям выработать по-настоящему творческий подход к работе. На этапе формулировки проблемы побуждающий диалог используется для того, чтобы обучающиеся выявили противоречие и определили проблему. На этапе поиска решения педагог побуждает обучающихся выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. создает условия для «открытия» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог — это система вопросов и заданий, которая стимулирует и соответственно развивает логическое мышление обучающихся. На этапе формулировки проблемы педагог пошагово подводит обучающихся к определению темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Таким образом, на уроках проблемно-диалогического характера педагог в первую очередь посредством побуждающего или подводящего диалога помогает обучающимся поставить учебную проблему. Тем самым он вызывает у детей интерес к новому материалу, формирует познавательную мотивацию. Затем с помощью побуждающего или подводящего диалога педагог организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание обучающимися материала, поскольку невозможно не понимать то, до чего додумался самостоятельно.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения. В методе проектов обучающиеся объединяются в небольшие группы и разрабатывают, например, программу социологического исследования на любую интересующую их проблематику или схему проведения эксперимента при лабораторном занятии. Эта аналитическая работа включает в себя несколько этапов, которые позволяют улучшить навыки логического мышления, максимально раскрывают творческие возможности обучающихся и стимулируют их к научно-исследовательской работе.

Метод рефлексивной самоорганизации направлен на развитие культуры мышления и формирование способности к самоорганизации в учебной деятельности. Метод включает в себя этапы: достижения цели, связанного с наличием той или иной потребности; фиксации затруднения в основной деятельности; появления потребности в разрешении ситуации затруднения; выхода из прежней деятельности; рефлексивного оспособления и перенормирования\ возврата в деятельность; достижения цели и угасания потребности. На этапе оспособления и псрснормирования используются процедуры проблематизации и депроблематизации. Акцентирование на внешнем типе рефлексии приводит к поиску другого известного способа деятельности. При невозможности достижения цели либо происходит отказ от нес, либо включается механизм рефлексии по внутреннему типу. Этот механизм может быть реализован по двум направлениям:

  • 1) применение готового или конструирование нового способа деятельности;
  • 2) самоизменение личностных качеств человека в деятельности.

Сущность кейс-метода заключается в том, что учитель предлагает обучающимся проанализировать ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха». Для него характерна активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.

Метод развития критического мышления через чтение и письмо — это метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления и представляющий собой целостную систему, которая способствует формированию навыков работы с информацией в процессе чтения и письма. Этот метод позволяет заинтересовать обучающегося, пробудить в нем творческую, исследовательскую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия для понимания и осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Метод развития критического мышления через чтение и письмо направлен на достижение следующих результатов обучения: умение работать с постоянно увеличивающимся и обновляющимся потоком информации в различных предметных областях; пользоваться разными приемами интегрирования информации; формулировать вопросы, самостоятельно выдвигать гипотезу; разрешать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; четко, уверенно и корректно по отношению к окружающим выражать свои мысли; приводить убедительные аргументы в пользу своей точки зрения и учитывать мнения других; способность к самообучению; брать на себя ответственность; принимать активное участие в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими участниками образовательного процесса; умение сотрудничать и работать в группе.

Данный метод диктует структуру урока, состоящую из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. На стадии вызова активизируются уже имеющиеся у детей знания, пробуждается интерес к новой теме, формулируются цели освоения предстоящего учебного материала. На этапе осмысления происходит направленная и осмысленная работа обучающихся с текстом. Ход чтения обучающиеся должны сопровождать определенными действиями (ведение дневника, составление таблиц, маркировка), что позволит им отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» рассматривается весьма широко: это и речь педагога, и письменный текст, и видеоматериал. На стадии рефлексии (размышления) обучающиеся формируют личностное отношение к тексту и фиксируют его с помощью или своей позиции в дискуссии, или собственного текста. Именно на этом этапе происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

В основе деловой игры лежит создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальной действительности. В деловой игре участникам предлагаются такие роли, которые позволили бы им осмыслить, пережить и освоить новые функции. В основе игры лежит конкретное событие или явление, подлежащее моделированию, и допускается отнесение игрового времени к одному из периодов (настоящему, прошедшему, будущему). Деловая игра, как правило, — это модель отрезка будущей профессиональной деятельности обучающихся. Деловая игра основывается на следующих принципах: принцип проблемности содержания игры и процесса его развертывания в познавательной деятельности; принцип имитационного моделирования конкретных условий и содержания соответствующего вида деятельности; принцип совместной деятельности партнеров; принцип диалогического общения и взаимодействия участников игры; принцип двуплановости игровой учебной деятельности. Деловая игра может быть использована на разных этапах учебного процесса. Если она проводится перед изложением нового материала, то будет опираться только на личный опыт обучающихся и позволит увидеть пробелы в их знаниях. В случае организации деловой игры после изучения нового материала она будет основываться на только что полученных знаниях, которые в процессе игры приобретут качественно новую форму существования. И наконец, весь учебный процесс может быть построен на основе сквозной деловой игры.