Психические процессы и состояния

Факторы интеллектуального развития

Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т.е. от генетических и иных врожденных факторов, с одной стороны, и от окружающей среды — с другой.

Генетические и врожденные факторы

Генетические факторы представляют собой тот потенциал, который ребенок получаете наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти ничего неизвестно; единственное, что можно утверждать, — от них в определенной степени зависит направление интеллектуального развития индивидуума.

Некоторые хромосомные аномалии передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе оплодотворения. Это касается болезни Дауна, которая проявляется в легкой степени дебильности, компенсируемой общительностью больных. Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей.

Заболевания в период беременности могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что, хотя у матери краснуха может протекать легко, заражение ею в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций ребенка.

Употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных веществ приводит к задержке умственного развития.

Факторы окружающей среды

С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с социальной средой. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции определяются, по-видимому, только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.

Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов:

  • социальный статус семьи, связанный с экономическим и культурным неравенством в обществе, этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;
  • особенности питания ребенка, его достаточностью или недостаточности для полноценного развития;
  • психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников);
  • число детей в семье: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.

Развитие интеллекта. Интеллект и знания

Вопрос о том, что такое интеллект и чем он отличается от других качеств, характеризующих работу мозга человека, естественно, отнюдь не праздный. Представляется, что его можно рассматривать и в практической плоскости. Как ни по-житейски это звучит, но примерно с 17-18-летнего возраста процесс его формирования прекращается. К настоящему времени уже накоплен такой объем информации, технология информационных систем достигла такого уровня, что если бы человечеству в массе удалось хотя бы чуточку поднять не уровень даже, а просто КПД интеллекта, то это привело бы к качественному скачку в развитии цивилизации за счет резкого повышения эффективности использования того, что уже накоплено.

Человечество вряд ли станет в массе своей намного умнее в обыденном плане — похоже, что это противоестественно. Едва ли повысится и общая начитанность «интеллигентной» части населения Земли — к сожалению, мозг каждого человека способен впитать хотя и большой, но все же ограниченный объем информации: можно говорить о том, что на определенном этапе срабатывает биологическая защита от информационной перегрузки — противиться нельзя: последствия могут быть самыми печальными — в лучшем случае утрата интереса к предмету и роду занятий, в худшем... К счастью, энциклопедичность (начитанность) — далеко не решающий фактор в процессе познания.

Решающим фактором является интеллект — способность мозга так мобилизовать на эвристическом уровне свою работу, чтобы использовать собственный массив информации с максимальной эффективностью. Процесс поиска решений происходит на подсознательном (интуитивном) уровне и волевому управлению практически не поддается.

То есть при достаточно высоком уровне интеллекта человек способен принимать на интуитивном уровне оптимальные решения и находить ответы на «трудные» вопросы даже при весьма ограниченном объеме знаний. Иными словами, интеллект — это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве.

На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов — обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую, — повышается.

Специальные программы, направленные на то, чтобы обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться. Ряд наблюдений показал, что специально организованная обогащенная среда в младенчестве и раннем детстве обычно оказывает умеренное, но стойкое влияние на IQ и. что более практически важно, на успеваемость.

Определенные вещества, воздействующие во внутриутробном периоде, тоже могут влиять на последующее развитие интеллекта. Например, злоупотребление алкоголем во время беременности нередко приводит к так называемому алкогольному синдрому плода — состоянию, проявляющемуся у ребенка не только физическими нарушениями, но и умственной отсталостью и рядом стойких поведенческих отклонений. Даже умеренные количества спиртного могут сказаться на развитии интеллекта, а вычислить «безопасный» уровень потребления алкоголя беременной женщиной невозможно. Кроме того, было отмечено, что отрицательно влияют на интеллект и некоторые вещества, воздействующие после рождения. Например, у детей, имеющих высокое содержание свинца в крови (из-за вдыхания загрязненного соединениями свинца воздуха или поедания кусочков штукатурки, покрытой свинцовыми красками), IQ обычно снижен. Аналогичный эффект оказывает и продолжительное недоедание в детстве. В каждом из таких случаев была установлена связь между факторами среды и показателями интеллекта, однако механизмы действия этих факторов изучены недостаточно.

Развитие интеллекта все-таки определяется и наследственностью. Существует ряд генетически обусловленных заболеваний, например фенилкетонурия и синдром Дауна, которые вызывают множество поведенческих или физических отклонений и приводят к низкому IQ.

Поскольку развитие интеллекта зависит от множества генетических и средовых факторов, неудивительно, что причины различий IQ у разных индивидов и в разных популяциях чаще всего остаются неясными. Однако есть определенный прогресс в понимании ряда специфических случаев. Так, низкий уровень выполнения заданий, требующих вербальных навыков, бывает связан с недостатком соответствующей лингвистической практики (например, у выходцев из Латинской Америки) или с рядом заболеваний (например, частыми ушными инфекциями у детей эскимосов). Имеются также доказательства того, что половые различия в способности к пространственной ориентации отчасти обусловлены влиянием мужских половых гормонов на развивающийся мозг. Для более полного объяснения стойких различий в IQ между группами, выделяемыми по половому, расовому и иным признакам, необходимо продолжать исследования социальных и биологических особенностей таких групп, а также учитывать разницу в получаемом образовании.

0.059 сек.