Педагогика

Социальные функции образования

Grandars Психология Педагогика

Образование является социальным институтом, выполняющим функции обеспечения постепенного включения индивида в жизнедеятельность общества, интериоризации присущих данному обществу культурных ценностей, норм поведения, соответствующих в целом социально-экономическим и политическим реалиям социума, уровню материально-технического развития.

Наиболее ярко выражены следующие социокультурные функции образования.

Образование обеспечивает социализацию человека и историческую преемственность опыта поколений. Именно через образование усваивается инвариант человеческого опыта, не подвластный сиюминутным веяниям конъюнктуры или политики. В сложных условиях нестабильности, социально-политических реформ и перемен образование обеспечивает стабильность в ситуации конфликта между традиционными идеалами предыдущих поколений и новыми социальными представлениями.

Социальная функция образования реализует подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни при данных условиях (освоение присущих обществу основных видов бытовой, трудовой, образовательной, досуговой деятельностей и системы ценностей) и в то же время закладывает перспективные направления развития будущего общества и самого человека. Следовательно, образование выступает в качестве катализатора культурных перемен и преобразований в отдельном случае и в общественной жизни в целом.

Образование предоставляет возможности интенсивно включиться в научную деятельность. Поскольку содержание образования непрерывно перерабатывается, интегрируя в учебные предметы новые открытия и достижения соответствующих наук и практики, то выпускник сегодняшней школы уже априори ближе к науке, чем выпускник вчерашний. А с ростом возможностей научно-технического прогресса точкой роста становятся наукоемкие технологии, наука приобретает массовый характер деятельности человека.

Образование формирует общественную и духовную жизнь человека. В учреждениях образования культивируются лучшие образцы социально-культурной деятельности человека данной эпохи, обладающего высокими познавательными и духовными потребностями, которые значимо влияют на образ мыслей и жизни человека. Усвоенные индивидом правила общения, нормы морали и этика поведения в социальной группе, в семье и обществе, в межличностных и деловых контактах становятся достоянием современного поколения и транслируются будущему.

Образование позволяет развивать национально-региональные особенности. Через изучение национальных традиций и освоение характерных для региона сельскохозяйственных или индустриальных профессий молодежь становится востребованной на своей малой родине, что, в свою очередь, создаст прочную основу для региональной политики.

Образование является тем социальным институтом, который позволяет передать и воплотить базовые культурные ценности и цели развития общества. Через механизм социального заказа формируется спектр образовательных программ профессионального образования и обеспечивается выбор данных программ обучающимися, формируется контингент в образовательных организациях.

Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности.

0.089 сек.