Понятие
Эмоциональный интеллект в широком понимании — это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни. Важная часть эмоционального интеллекта — умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике и отринуть «плохие эмоции» (гнев, ревность, раздражение, зависть, злость).
Обычно психологи подразделяют эмоциональный интеллект на навыки четырех категорий.
Умение ясно и внятно общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять и вдохновлять, работать в команде или возглавлять ее и улаживать конфликты.
Общая эмпатия и комфортное самоощущение в большой группе людей: независимо от того, экстраверт вы или интроверт, вы чувствуете эмоциональные сигналы других и редко сталкиваетесь с недопониманием.
Знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также хорошее знание личных эмоций и их влияния на вашу жизнь.
Умение управлять эмоциями, ограничивать их разрушительное влияние на себя, способность выполнять взятые на себя обязательства, поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии со средой.
Зачем нужен?
Эмоциональный интеллект является значимой компетенцией, которая помогает достичь успеха в любой сфере деятельности. Высокие показатели IQ не гарантируют блестящей карьеры, так как весь путь может испортить излишняя эмоциональность и неумение читать людей.
Почему эмоциональный интеллект (EI) в два раза важнее IQ
В 1996 г. психолог Дэниел Гоулман предположил, что EQ может быть важнее, чем умение логически мыслить и оперировать фактами. Другой психолог, Говард Гарднер, предположил, что у каждого человека существует множество различных интеллектов. Для достижения успеха нежелательно концентрироваться только на одном типе навыков, необходимо учитывать, что умение понимать и правильно демонстрировать свои эмоции может играть равную роль в нашей жизни.
Цифры и имена говорят сами за себя — среди лидеров компаний с самым высоким эмоциональным интеллектом: владелец Amazon.com Джефф Безос, легендарный Стив Джобс, первое лицо Starbucks Говард Шульц.
Эмоциональный интеллект помогает людям управлять стрессом, налаживать сотрудничество, успешно управлять сложными ситуациями, мотивировать на свершения, строить бизнес — отношения на основе трех эмоциональных способностей — самоанализ, самоконтроль и сопереживание.
По данным исследований эмоциональный интеллект в два раза важнее IQ.
67% компетенций, связанных с высокой продуктивностью, зависят от эмоционального интеллекта; у лидеров с более высокими показателями эмоционального интеллекта доходы в среднем выше.
Эмоциональный интеллект в последнее время приносит успех не только людям, но и брендам!
Бренды, ставящие во главу угла желания и комфорт потребителей, выигрывают!
Таким образом, EQ — это в какой-то степени новый IQ.
Развитие
5 основных правил быстрого развития эмоционального интеллекта:- Поставьте себя на место другого человека. Проанализируйте, с кем и в каком состоянии вы взаимодействуете, в каких они обстоятельствах находятся — это поможет лучше их понять.
- Называйте эмоции: свои и чужие. Например, гнев отличается от обиды, а усталость от раздражения и т.д. Попробуйте ежедневно записывать свои эмоции после событий или встреч — так вы поймете, каких эмоций у вас обычно больше и какие события влияют на настроение.
- Расширяйте кругозор. Понимать наш мир в разных его проявлениях — путь к гармоничным отношениям с людьми и к познанию себя.
- Думайте на два шага вперед. Планируйте, выстраивайте краткосрочные и долгосрочные цели. Тратьте энергию и время на людей, у которых можете чему-то научиться и которые помогут в достижении вашей цели.
- Улучшайте знания по психологии. Можно пройти курс по психологии, психологический тренинг или сходить на прием к психологу, чтобы начать лучше понимать себя.
Способы повышения
Способы повышения эмоционального интеллекта- Сознательное управление эмоциями. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
- Понимание и анализ своих эмоций. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений.
- Понимание и анализ эмоций других людей. Эмпатия, способность сопереживать, быть настроенным на социальные сигналы делают любое общение эффективнее.
- Использование эмоций для повышения эффективности. Например, полезно умение привести себя в состояние вдохновения: люди, которые умеют это, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись
- Поддержание взаимоотношений. Такие способности укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения.