Grandars.ru » Психология » Основы психологии »

Основные элементы деятельности

Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объекты внешней по отношению к нему среды и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Существует два основных подхода к структурированию деятельности: структурно-морфологический и функционально-динамический. Первый из этих подходов будет разобран в деятельностный подход в психологии, а второй мы разберем сейчас.

Согласно функционально-динамическому подходу в структуре деятельности можно выделить следующие основные элементы:

Мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

Цели (результаты), на которые деятельность направлена;

Представление о будущем результате (антиципация);

Средства, с помощью которых деятельность осуществляется.

Например, в деятельности предпринимателя, открывшего свою автомастерскую, можно различить такие мотивы, как стремление к самостоятельности и желание улучшить свое материальное благосостояние. Целью предпринимательской деятельности может быть стремление заработать определенную сумму денег, а средством — собственные знания и умения, гараж, в котором человек открыл мастерскую, и помощь наемного рабочего.

Если произвести более детальное структурирование деятельности в рамках данного подхода, делая упор в основном на психологические аспекты деятельности, то в ней можно обнаружить дополнительные важные элементы.

Рис. Функционально-динамический анализ деятельности

Характеристики деятельности человека

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Мотив

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая удовлетворяется в ходе данной деятельности и с ее помощью. Мотивы человеческой деятельности бывают самые различные:

  • органические, которые направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные, которые удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом;
  • материальные, которые побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности;
  • социальные, которые порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы человек занял определенное место в обществе, получил признание и уважение окружающих;
  • духовные, которые составляют основу видов деятельности, связанных с самосовершенствованием человека.

Любая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами, но тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву.

Цель

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, а также знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства). Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности совпадают. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться разными мотивами, и, наоборот, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных потребностей (продемонстрировать знания и получить высокооплачиваемую работу), социальных (добиться расположения окружающих), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития). Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну цель — добиться чьего-либо расположения.

Предмет

Предметом деятельности называется то, с чем деятельность непосредственно имеет дело. Так, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — компетенции, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги в библиотеке, ее чтение.

Операцией именуют способ осуществления действия. Различных операций можно выделить столько, сколько есть разных способов выполнения действия. Характер операции зависит от условий выполнения действия, выработанных человеком умений и навыков, наличных инструментов и средств осуществления действия.

Средства

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.