Житейская и научная психология

Житейская психология — знания о человеческой психике, полученные в результате процесса жизнедеятельности каждого отдельного индивида. Житейская психология, таким образом, носит субъективный характер, в качестве синонима можно использовать понятие житейской мудрости.

Существует особая категория людей, которые хорошо понимают психику других личностей, чувствуют их настроение и психические состояния. Таких людей называют житейскими психологами.

Научная психология — материал, полученный методом экспериментов и исследований.

Источники научной психологии:

  • книги, научные статьи и другие публикации;
  • эксперименты;
  • учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).

Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии — практическая психология.

Отличия

Основное различие житейской и научной психологии — в качестве и характере знания.

Житейские знания и опыт обычно более конкретны, носят интуитивный характер и чаще невысокого культурного уровня: основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны.

Научные психологические знания — продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом.

Конкретность — обобщенность

Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.

Официанты и водители такси, как правило, хорошие житейские психологи, но, как правило, только в рамках своей профессии.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Она ставит себе такие задачи и к этим задачам, пусть постепенно, но движется.

Интуитивность — продуманность

Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Как правило, они приобретаются путем практических проб и прилаживаний, а такой путь не требует рационального осмысления.

Например, дети приобретают свой опыт в ходе ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых. Опыт богатейший, он есть у каждого, но словесно его изложить может мало кто.

Научные психологические знания — продуманы, рациональны, вполне осознанны.

Культурный уровень

Культурный уровень научного знания и научных понятий, как правило, более высок. Житейские психологические знания основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны и нередко ничем не отличаются от суеверий.

Распространенные в психологическом сообществе убеждения, не имеющие серьезной доказательной базы:

  • Без материнской любви не может сформироваться полноценная личность.
  • Последствия детских психотравм дают о себе знать в течение всей последующей жизни