Целостный педагогический процесс
Grandars.ru » Психология » Педагогика »

Целостный педагогический процесс

В контексте предмета педагогики образование рассматривается как педагогический процесс, что позволяет рассматривать словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» как синонимы.

Педагогический процесс — развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие обучающихся и педагогов, направленное на достижение цели развития личности и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств обучающихся. Сущностной характеристикой педагогического процесса является целостность как автономность, системная взаимосвязь его компонентов.

Образование как целостный процесс органически связано с развитием образовательной системы, спецификой изменения ее состояния в определенный временной период. Процессуальная характеристика образования связана с движением к цели, способами и критериями получения результата, осуществляемой при этом деятельностью участников, формами организации и условиями обучения и воспитания, степенью соответствия требуемого и реального изменения в человеке.

Образовательный процесс диалектически противоречив, что и обеспечивает его развитие путем преодоления кризисов при разрешении противоречий либо посредством эволюционного совершенствования существующей образовательной системы. Ведущим противоречием образовательного процесса выступает несоответствие между требованиями общества к образованности человека (выраженных в социальном заказе, образовательных стандартах, конкретных заданиях на уроке) и его уровнем образования, возможностями обеспечить удовлетворение данных требований.

Развитие образования обеспечивается работой по проектированию и моделированию образовательных учреждений; разработкой состава управленческих действий в сфере образования; прогнозирования новых социокультурных ситуаций в содержании воспитания и образования, динамики социальных и культурно-исторических последствий инноваций и реформ в сфере образования.

Функции

Целостность педагогического процесса обеспечивается взаимосвязью основных функций:

  • образовательной (формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений);
  • воспитательной (формирование определенных качеств, свойств и отношений человека), развивающей (формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности).

Компоненты

Традиционно выделяются компоненты педагогического процесса:

  • целевой (вся система целей от компетентностной модели выпускника до целей каждого фрагмента урока, конкретного воспитательного взаимодействия с ребенком);
  • содержательный (формируемые ценностные ориентации, опыт деятельности, творчества, общения, познания);
  • организационно-деятельностный (способы, средства и формы воспитательного и обучающего взаимодействия);
  • результативный (текущие и итоговые результаты как показатель качества образования).

Имеет смысл определять и ресурсный компонент (среда, условия, кадры, материально-техническое, информационное обеспечение) как непосредственно определяющий выбор средств, содержания, а иногда и ограничивающий возможности реализации целей.

Педагогический процесс объективно происходит в социальной среде, во взаимодействии всех участников. Целостность педагогического процесса обеспечивается также управлением и регулированием со стороны государства, общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частично и со стороны родителей учащихся.

Образование как целостный педагогический процесс обеспечивает результат: определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений и навыков его подготовки к тому или иному виду практической деятельности.