Юридическая практика — это деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т. д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»:

  • это юридическая деятельность;
  • это социально-правовой опыт;
  • это юридическая деятельность вместе с социально-правовым опытом.

Последняя точка зрения разделяется большинством ученых- юристов.

Признаки юридической практики:

  • она строится на основе норм права;
  • представляет собой составную часть правовой культуры общества;
  • интегрирует в правовую систему;
  • порождает соответствующие юридические последствия.

Структура юридической практики:

  • юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;
  • социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т. е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.

Классификация и виды юридической практики

Виды юридической практики в зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений:

  • правотворческая;
  • правоприменительная;
  • интерпретационная;

Виды юридической практики в зависимости от субъектов:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная;
  • следственная;
  • нотариальная и т. п.;

Виды юридической практики в зависимости от функциональной роли:

  • регулятивная;
  • охранительная.

Функции юридической практики

Социальная ценность и назначение юридической практики наглядно проявляются в выполняемых ею функциях. Функции юридической практики — это основанные на обобщенном юридическом опыте главные направления по совершенствованию юридической деятельности.

Они являются своеобразным переходным звеном, соединяющим интересы общества с содержанием действующей правовой системы. Функции можно классифицировать на две относительно самостоятельные группы: общесоциальные и специально-юридические.

К общесоциальным относятся:

  • гносеологическая — обеспечивающая познание окружающей действительности, а также истинную ценность и эффективность юридических средств, оказывающих регулятивное воздействие на нес;
  • сигнально-информационная — оповещающая общество о достоинствах и недостатках существующего порядка правового регулирования;
  • ориентирующая — указывающая на подлинные социальные ценности, нуждающиеся в защите и стимулирующем развитии, а также на те негативные проявления, которые необходимо ограничить или запретить вовсе под страхом наказания.

К специально-юридическим относятся:

  • прогностическая — определяющая стратегию в развитии действующего законодательства и совершенствовании юридической деятельности;
  • функция обновления и корректировки права — обеспечивающая тактическое изменение действующего законодательства в соответствии с потребностями общественной жизни и исправления допущенных ошибок, так как в случае обнаружения недостатков в действующем законодательстве правоприменительный опыт либо сигнализирует о необходимости правотворческого вмешательства, либо, при необходимости оперативного или регионального решения проблемы, сам формирует компенсирующие (корректирующие) механизмы (прецедент, правоио- ложение, деловое обыкновение и т. д.);
  • правоконкретизирующая — определяющая наиболее целесообразные варианты решения юридических вопросов в рамках типичных юридических предписаний;
  • правообеспечительная — указывающая на наиболее целесообразное использование информационных, экономических, организационных и иных средств, обеспечивающих достижение запланированных юридических результатов.
0.051 сек.