Теории местного самоуправления

Grandars Правоведение Муниципальное право

Конституция РФ провозгласила местное самоуправление одной из основ конституционного строя (ст. 12, 16). Существуют различные точки зрения относительно понятий «местное самоуправление» и «муниципальное право». Разработаны многочисленные теории местного самоуправления:

  • теория свободной общины;
  • хозяйственная (общественная) теория;
  • государственная теория;
  • юридическая теория;
  • теория дуализма муниципального управления и др.

Для того чтобы понять, в чем заключается эволюционная природа местного самоуправления, следует рассмотреть основные теории местного самоуправления.

Прежде всего необходимо осознать, что местное самоуправление невозможно без государства, так как существует в условиях государства — особой организации политической власти. Местное самоуправление, являясь формой публичной власти на местах, непременно вступает во взаимоотношения с органами государственной власти.

Взаимоотношения между местным самоуправлением и государством в определенной степени объясняются известными теориями происхождения и сущности местного самоуправления.

Теория свободной общины

Теория свободной общины возникла в начале XIX в. во Франции. Ее создателями являются известные французские и бельгийские правоведы Ж. Г. Турэ, А. Токвиль, А. Гербер, Д. Аренс и др.

Согласно этой теории, община изначально имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти. Причем государство не создаст общину, а лишь признает ее. В этом отношении община первична по отношению к государству.

Основу теории свободной общины составляют следующие принципы: местное самоуправление — это управление собственными делами общины, отличными по своей природе от дел государственных; разделение дел, которыми ведает община, на собственные дела и дела, которые передаются ей государством; органы местного самоуправления являются негосударственными органами; государственные органы не имеют права вмешиваться в дела, отнесенные к компетенции общины, они лишь следят за тем, чтобы община не выходила за пределы своей компетенции.

Со временем теория свободной общины доказала свою несостоятельность.

Общественная теория

Общественная (хозяйственная) теория пришла в середине XIX в. на смену теории свободной общины. В числе ее основателей называют О. Ресслера, Р. Моля. В России она разрабатывалась В.Н. Пешковым, А.И. Васильчиковым.

Общественная теория местного самоуправления является определенным продолжением теории свободной общины. Ее суть в том, что круг общинных дел отличается от государственных. Данная теория обосновывала право местных учреждений заниматься местными общественными и хозяйственными делами независимо от государства. Поэтому общественную теорию иногда еще называют хозяйственной.

Общины являются субъектами специальных прав, а потому государственное вмешательство в их дела недопустимо; должностные лица самоуправления относятся к общинным агентам, а не государственным и представляют не государство, а общество.

Государственная

Государственная теория местного самоуправления пришла на смену общественной теории во второй половине XIX в. Основоположниками этой теории считаются Р. Гнейст и Л. Штейн. В России эту теорию активно поддерживали и развивали В.П. Безобразов, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский. Пик популярности этой теории в России приходится на середину 70-х гг. XX в. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства.

Согласно государственной теории, местное самоуправление представляет собой прежде всего одну из форм организации государственного управления на местах, являясь частью государственной системы управления, поэтому местные учреждения должны действовать в соответствии с общественными и государственными интересами. Организация местной власти строится на основании закона, а органы местного самоуправления наделяются полномочиями государством.

Сущность самоуправления сформулировал Н. И. Лазаревский. Согласно его взглядам, она должна определяться четырьмя пунктами: «...самоуправление есть осуществление правительственных прав по поручению от государства; самоуправление есть деятельность, состоящая в исполнении местных задач государственного управления; самоуправление есть исполнение задач государственного управления самим государством; органы самоуправления являются органами и представителями самого государства».

Иногда выделяют политическую теорию. Сторонники этой теории противопоставляли царским чиновникам — профессионалам и бюрократам выборных от местного населения.

Юридическая

Юридическая теория местного самоуправления появилась и получила широкое распространение в конце XIX — начале XX в. Ее сторонниками были Г. Еллинек, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин.

Согласно юридической теории, органы местного самоуправления являются органами государства. Государство передает органам местного самоуправления часть своих полномочий в полном объеме, признавая тем самым их самостоятельность и независимость. При этом местные интересы находятся в тесной связи с интересами государственными и местная власть должна в определенном смысле согласовывать свои действия с властью государственной.

Таким образом, в юридической теории местного самоуправления отражается понимание природы местного самоуправления как сочетания государственного и общественного начал, основанного на нормах права.

Современное развитие местного самоуправления в мире отражает представления о происхождении и сущности местного самоуправления исходя именно из юридической теории местного самоуправления.

Значение теорий местного самоуправления заключается в том, что они объясняют появление местного самоуправления в конкретный исторический период. Причем основная их задача состояла и состоит в том, чтобы объяснить место органов самоуправления в государстве и их отношения с органами государственной власти.

В соответствии со ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается организация деятельности граждан для самостоятельного, под свою ответственность решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его национальных, этнических и иных особенностей на основе законодательства РФ.

В научной литературе принято рассматривать местное самоуправление как:

  • право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами;
  • деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; форму народовластия, т. с. способ осуществления народом принадлежащей ему власти;
  • одну из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением;
  • одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали).

В последнее время в связи с проведением административной реформы, реформы местного самоуправления появляется новая характеристика местного самоуправления как института организации и предоставления услуг гражданам.

0.417 сек.