Понятие, виды и субъекты правотворчества
В России издано и действует около 2 тыс. федеральных законов. Федеральных нормативных актов (законов, указов, постановлений, инструкций) насчитывается около 121 тыс.
Если сложить вместе федеральные нормативные акты и акты субъектов РФ, всего получится более 500 тыс.
Схема 1. Виды правотворчества
Цифра впечатляющая. Значит, правотворчество — настолько важная деятельность, что она:
- затрагивает интересы каждого гражданина;
- определяет основные параметры поведения всех людей.
Правотворчество — это деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию (изменению или отмене) правовых норм.
Субъекты правотворчества — это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.
Субъектами правотворчества в РФ являются:
- Государство
- государственные органы
- должностные лица, суды (Конституционный суд)
- органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены)
- общественные организации
- органы управления юридических лиц
- население (народ) посредством референдума
- трудовые коллективы.
В зависимости от того, кто участвует в создании норм права, правотворчество делится на три вида:
- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
- правотворчество государственных органов,отдельных должностных лиц иорганов местного самоуправления (например, Государственной Думы, Правительства РФ, Президента, министра);
- правотворчество общественных организаций и локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации, профсоюзов);
Правотворчество народа
Удельный вес правотворчества народа в любой стране всегда небольшой. Что касается России, то для нас референдум так и остался явлением редким, если не сказать экзотическим. Однако он может быть эффективной разновидностью правотворчества, поскольку позволяет прямо и непосредственно без промежуточных инстанций и возможных искажений выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового регулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять окончательное решение.
Анализ этого вида правотворчества показывает, что для его использования должен быть подготовленным и народ, и государственная власть. Кроме того, даже если вышеуказанное условие имеется в наличии, все равно не надо возлагать на референдум излишние надежды: с его помощью в нормативном порядке могут решаться самые простые и понятные людям вопросы (например, нужна ли профессиональная армия, следует ли срубить в городе тополя для избавления от тополиного пуха). Однако наша жизнь усложняется и все реже ставит перед нами простые вопросы.
Нельзя сбрасывать со счетов и большие возможности злоупотребления референдумом, допускаемые государственной властью:
- неясное формулирование вопроса;
- перечисление вариантов, среди которых нужный ставится на первое место;
- полиграфическое выделение в бюллетене нужного ответа;
- помещение в бюллетень голосования примечаний, справок, направляющих мысль и волю граждан в нужное русло;
Вот почему основную нагрузку по нормативному регулированию жизни людей следует все же возлагать на правотворчество государственных органов.
Правотворчество государственных органов
Правотворчество государственных органов занимает ведущее место в правотворчестве. Объем его велик. Классификация нормативных актов, издаваемых государственными органами, поможет систематизировать правотворческий процесс:
Виды нормативных актов, издаваемых государственными органами
Орган, издавший акт |
Наименование акта |
Международный уровень |
|
Международные организации |
Общепризнанные принципы и нормы международного права. Ратифицированные международные договоры |
Федеральный уровень |
|
Народ (референдум) |
|
Государственная Дума |
Законы:
|
Президент |
Указы:
|
Правительство |
Постановления (по социально-экономическим вопросам) |
Министерства |
Инструкции (приказы) по ведомственным, т. е. специальным, вопросам |
Субъекты РФ |
|
Законодательные собрания (думы) субъектов РФ |
Законы |
Президенты, губернаторы |
Указы |
Правительства республик, администрации областей, краев |
Постановления |
Министерства республик, управления администрации области, края |
Инструкции (приказы) |
По субъектам нормативные акты делятся на четыре группы:
- законы. Их принимают парламенты — представительные органы народа. Существуют следующие виды законов:
- изменяющие Конституцию;
- конституционные (детализирующие ее по ключевым вопросам);
- обыкновенные.
Однако даже в развитых государствах, где существуют слаженно работающие парламенты, исполнительные органы издают нормативные акты. К этому вынуждает сама жизнь, которая становится сложнее и требует более специализированного се регулирования. Есть и другие причины:
- физические силы парламентариев не беспредельны;
- ограничено и время их работы (рабочий день — восемь часов);
- есть вопросы, в которых парламентарии куда менее компетентны, нежели исполнительный орган, отвечающий за тот или иной участок работы;
- экономические — оправданно задействовать парламент (450 человек) лишь для урегулирования важных, общезначимых вопросов общественной жизни. Детальные же вопросы вполне могут нормативно прорабатывать и другие органы государства.
Вот почему правотворческими полномочиями издавна наделяются (и не только в России), помимо парламентов, другие государственные органы (см. схему 1);
- указы. Их издаст Президент РФ. Его правотворческая компетенция касается следующих вопросов:
- структура органов исполнительной власти;
- порядок награждения;
- порядок вступления в гражданство;
- руководство Вооруженными Силами РФ:
- постановления. Их принимает Правительство РФ (в основном по социально-экономическим вопросам);
- инструкции. Они разрабатываются министерствами (входящими в их структуру федеральными службами и агентствами) и оформляются приказами министра. Ими регулируются специальные вопросы, относящиеся к ведению министерств.
На уровне субъектов РФ распределение правотворческих полномочий очень сходно с тем, что имеется на федеральном уровне.
Корпоративное правотворчество
Корпоративное правотворчество в той или иной мере имеет место в различных организациях, но наиболее массивно оно представлено в предпринимательских корпорациях (организациях, основанных на объединенных капиталах), поскольку там порой занято несколько тысяч человек (юридическая техника корпоративных нормативных правовых актов рассмотрена в статье корпоративное право).