Субъекты и виды правотворчества

Понятие, виды и субъекты правотворчества

В России издано и действует около 2 тыс. федеральных законов. Федеральных нормативных актов (законов, указов, постановлений, инструкций) насчитывается около 121 тыс.

Если сложить вместе федеральные нормативные акты и акты субъектов РФ, всего получится более 500 тыс.

Схема 1. Виды правотворчества

Цифра впечатляющая. Значит, правотворчество — настолько важная деятельность, что она:

  • затрагивает интересы каждого гражданина;
  • определяет основные параметры поведения всех людей.

Правотворчество — это деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию (изменению или отмене) правовых норм.

Субъекты правотворчества — это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.

Субъектами правотворчества в РФ являются:

  • Государство
  • государственные органы
  • должностные лица, суды (Конституционный суд)
  • органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены)
  • общественные организации
  • органы управления юридических лиц
  • население (народ) посредством референдума
  • трудовые коллективы.

В зависимости от того, кто участвует в создании норм права, правотворчество делится на три вида:

  • непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
  • правотворчество государственных органов,отдельных должностных лиц иорганов местного самоуправления (например, Государственной Думы, Правительства РФ, Президента, министра);
  • правотворчество общественных организаций и локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации, профсоюзов);

Правотворчество народа

Удельный вес правотворчества народа в любой стране всегда небольшой. Что касается России, то для нас референдум так и остался явлением редким, если не сказать экзотическим. Однако он может быть эффективной разновидностью правотворчества, поскольку позволяет прямо и непосредственно без промежуточных инстанций и возможных искажений выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового регулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять окончательное решение.

Анализ этого вида правотворчества показывает, что для его использования должен быть подготовленным и народ, и государственная власть. Кроме того, даже если вышеуказанное условие имеется в наличии, все равно не надо возлагать на референдум излишние надежды: с его помощью в нормативном порядке могут решаться самые простые и понятные людям вопросы (например, нужна ли профессиональная армия, следует ли срубить в городе тополя для избавления от тополиного пуха). Однако наша жизнь усложняется и все реже ставит перед нами простые вопросы.

Нельзя сбрасывать со счетов и большие возможности злоупотребления референдумом, допускаемые государственной властью:

  • неясное формулирование вопроса;
  • перечисление вариантов, среди которых нужный ставится на первое место;
  • полиграфическое выделение в бюллетене нужного ответа;
  • помещение в бюллетень голосования примечаний, справок, направляющих мысль и волю граждан в нужное русло;

Вот почему основную нагрузку по нормативному регулированию жизни людей следует все же возлагать на правотворчество государственных органов.

Правотворчество государственных органов

Правотворчество государственных органов занимает ведущее место в правотворчестве. Объем его велик. Классификация нормативных актов, издаваемых государственными органами, поможет систематизировать правотворческий процесс:

Виды нормативных актов, издаваемых государственными органами

Орган, издавший акт

Наименование акта

Международный уровень

Международные организации

Общепризнанные принципы и нормы международного права. Ратифицированные международные договоры

Федеральный уровень

Народ (референдум)

Конституция

Государственная Дума

Законы:

  • изменяющие Конституцию;
  • конституционные;
  • обыкновенные

Президент

Указы:

  • о порядке награждения;
  • о порядке вступления в гражданство;
  • по вопросам Вооруженных Сил;
  • о структуре исполнительных органов власти

Правительство

Постановления (по социально-экономическим вопросам)

Министерства

Инструкции (приказы) по ведомственным, т. е. специальным, вопросам

Субъекты РФ

Законодательные собрания (думы) субъектов РФ

Законы

Президенты, губернаторы

Указы

Правительства республик, администрации областей, краев

Постановления

Министерства республик, управления администрации области, края

Инструкции (приказы)

По субъектам нормативные акты делятся на четыре группы:

  • законы. Их принимают парламенты — представительные органы народа. Существуют следующие виды законов:
  • изменяющие Конституцию;
  • конституционные (детализирующие ее по ключевым вопросам);
  • обыкновенные.

Однако даже в развитых государствах, где существуют слаженно работающие парламенты, исполнительные органы издают нормативные акты. К этому вынуждает сама жизнь, которая становится сложнее и требует более специализированного се регулирования. Есть и другие причины:

  • физические силы парламентариев не беспредельны;
  • ограничено и время их работы (рабочий день — восемь часов);
  • есть вопросы, в которых парламентарии куда менее компетентны, нежели исполнительный орган, отвечающий за тот или иной участок работы;
  • экономические — оправданно задействовать парламент (450 человек) лишь для урегулирования важных, общезначимых вопросов общественной жизни. Детальные же вопросы вполне могут нормативно прорабатывать и другие органы государства.

Вот почему правотворческими полномочиями издавна наделяются (и не только в России), помимо парламентов, другие государственные органы (см. схему 1);

  • указы. Их издаст Президент РФ. Его правотворческая компетенция касается следующих вопросов:
  • структура органов исполнительной власти;
  • порядок награждения;
  • порядок вступления в гражданство;
  • руководство Вооруженными Силами РФ:
  • постановления. Их принимает Правительство РФ (в основном по социально-экономическим вопросам);
  • инструкции. Они разрабатываются министерствами (входящими в их структуру федеральными службами и агентствами) и оформляются приказами министра. Ими регулируются специальные вопросы, относящиеся к ведению министерств.

На уровне субъектов РФ распределение правотворческих полномочий очень сходно с тем, что имеется на федеральном уровне.

Корпоративное правотворчество

Корпоративное правотворчество в той или иной мере имеет место в различных организациях, но наиболее массивно оно представлено в предпринимательских корпорациях (организациях, основанных на объединенных капиталах), поскольку там порой занято несколько тысяч человек (юридическая техника корпоративных нормативных правовых актов рассмотрена в статье корпоративное право).