Понятие и причины систематизации правовых актов и юридических документов
Определение систематизации
Термин «систематизировать» означает привести в систему, навести определенный порядок. В юридической науке споров относительно понимания систематизации права практически нет. Вот определение, которое никем не опровергается.
Систематизация правовых актов — это деятельность, направленная на их упорядочение и приведение действующих юридических документов в единую, согласованную систему.
Работа по систематизации правовых актов — это не одноразовая деятельность. Она должна иметь постоянный характер, следовательно, представляет собой объективную закономерность развития права. Правотворчество — динамично развивающийся процесс, поэтому постоянно возникает необходимость принимать новые нормативные акты, изменять, дополнять действующие, отменять устаревшие, некоторые акты приходится укрупнять, кроме того, порой требуется делать подборки актов, регулирующих определенные сферы жизни, и комплектовать ими сборники.
Объекты систематизации
Практически все ученые, касающиеся этой проблемы, ведут речь о систематизации нормативных актов, и только В. Н. Карташов заметил, что этим систематизация не ограничивается. Систематизируются не только нормативные, но и правоприменительные, а также интерпретационные акты (например, акты судов высших инстанций, а также акты Генерального прокурора РФ, издаваемые в основном в виде сборников). Этот перечень можно дополнить правореализационными документами. Их систематизация не имеет публичного характера, а производится внутри организаций, которые имеют дело с индивидуальными актами, связанными с их деятельностью. Так, на каждом предприятии ведутся сброшюрованные подшивки приказов по личному составу, в договорных отделах систематизируются заключенные организацией договоры и т. п. Одним словом, систематизаторская работа проводится в отношении практически всех юридических документов и это является залогом эффективной работы организации.
Предметы систематизации
В этом вопросе первопроходцем опять следует признать В. Н. Карташова. По его мнению, непосредственными предметами являются отдельные разделы (части, пункты и т. п.) этих актов, где содержатся конкретные нормативно-правовые, интерпретационные, правоприменительные предписания, подлежащие учету и группировке. Правда, С. С. Алексеев еще раньше отмечал, что систематизации подлежат не только нормативные акты, но и юридические нормы. Углубленный подход все же позволяет развести понятия «объект» и «предмет» систематизации, особенно это видно при консолидации.
Субъекты систематизации
Субъекты систематизации можно разделить на следующие две группы:
- частные лица (граждане, организации), которые проводят правосистематизаторскую работу по собственной инициативе. Ее результатом обычно является издание сборников. Такую систематизацию еще называют неофициальной. Этими сборниками можно и нужно пользоваться, однако ссылаться на них при решении юридических дел нельзя;
- компетентные органы. Их компетенция на проведение систематизации (которую еще называют официальной) устанавливается каким-либо правовым (нормативным или индивидуальным) актом. Такими органами являются, например. Государственная Дума, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд и др.
Практика последнего десятилетия показывает, что доля и значение официальной систематизации неуклонно снижаются. Работу по систематизации (за исключением кодификации) практически всех видов правовых документов берут на себя частные лица. Это связано с распространением компьютерных технологий, развитием частного издательского дела и другими причинами. Частные лица действуют более оперативно и предлагают очень удобные формы систематизации.
Общие этапы проведения систематизации
Этапы проведения систематизации можно обрисовать лишь в самом общем виде, поскольку они трансформируются в зависимости оттого, какой вид систематизации проводится. Непреложным принципом является последовательность их выполнения.
Общие этапы проведения работы по систематизации таковы:
- составление плана систематизации;
- составление перечня правовых актов, которые необходимо систематизировать;
- сбор этих правовых актов;
- изъятие устаревших актов;
- внесение в правовые акты изменений и дополнений;
- анализ правовых актов;
- ревизия правовых актов;
- выбор критериев систематизации;
- размещение материала по рубрикам.
Конечным результатом проведенной работы может быть сбалансированная и гармоничная система правовых актов.
Причины и значение систематизации
Причины систематизации
Множество объективных и субъективных причин делают систематизацию крайне необходимой.
К объективным причинам относятся:
- двухуровневая система законодательства, осложняющаяся наличием совместной компетенции федерального центра и субъектов РФ;
- нестабильность в государстве, следствием которой является постоянное изменение законодательства;
- многочисленность правотворческих субъектов (отсюда нередкими являются коллизии между нормативными актами, ими издаваемыми);
- наличие пробелов в нормативных актах и необходимость их устранения;
- накопление большого количества нормативных актов в процессе преобразований, происходящих в государстве;
- формирование новых отраслей законодательства;
- обеспечение удобства пользования нормативными актами.
Субъективные причины таковы:
- противоречивость нормативных актов разных уровней, а порой и противоречивость положений внутри одного нормативного акта;
- декларативность актов и невозможность ими реально пользоваться;
- несовершенство нормативных актов, а потому их низкая эффективность;
- засоренность нормативного массива недействующими или дублирующими предписаниями;
- перекосы в соотношении законов и подзаконных актов ит. д.
Значение систематизации
Систематизация нормативных актов — очень практичная юридическая работа. Ее проведение с большой долей вероятности может привести к успеху, нежели, допустим, создание нового закона, который еще неизвестно как покажет себя на практике. Рассмотрим некоторые выгоды от проведения систематизаторской работы:
1. чтобы иметь возможность использовать юридические нормы, сами юристы и все граждане, которым надлежит соблюдать законы, должны иметь более или менее точное и широкое представление о праве. Первые — по профессиональной необходимости, вторые — в основном для того, чтобы защитить свои права и интересы, а также знать свои обязанности, чтобы избежать неприятностей. Необходимость распространения сведений о праве и углубленного, специализированного знания законов вызывает потребность в систематизации, например в виде сборников;
2. являясь дополнением к мерам гласности в отношении законов и подзаконных актов, систематизация в различных своих видах представляет собой материальную и публичную опору науки права; также она важна для обучения студентов;
3. основной характерной чертой юридической документации, особенно в наше время, является ее безграничность. При бесконечно возрастающем многообразии человеческой деятельности в развитых странах, увеличивающейся сложности вытекающих из этого социальных отношений, наконец, при систематическом вмешательстве отдельных политических режимов право многих современных государств характеризуется почти патологическим гигантизмом. Количество и непостоянство законов, разнообразие их объектов, дробление административных регламентов, увеличение числа особых законов — все это делает точное знание права затруднительным даже для специалистов. Требуется очень серьезная работа по классификации юридической документации, с тем чтобы классификация по возможности стала легко доступной и удобной в обращении;
4. систематизация важна и для дальнейшего развития права. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности.
Принципы систематизации
Под принципами принято понимать фундаментальные, основополагающие идеи, которые движут субъектами права, выполняющими ту или иную юридическую работу. Нарушение их способно сделать работу бесполезной. Вот почему принципы обычно выступают как требования, которые должны неуклонно исполняться.
Принципы систематизации — это обязательные требования, реализация которых позволит субъектам систематизации достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему.
Систематизация права — один из видов юридической работы. Вполне понятно, что к ней предъявляются те же требования, которые обеспечивают качество любой юридической работы. Особенно тесно систематизаторская работа связана с правотворческой. Рассмотрим эти принципы:
- плановость (установление этапов проведения систематизации, сроков, конкретных исполнителей и др.);
- стремление к минимальному количеству нормативных актов;
- полнота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их но всем основаниям);
- целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь тогда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов);
- оперативность (поскольку право — это динамичная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, так как последующие ее изменения только осложнят работу);
- непрерывность (достижение гармонии правовых актов — явление временное, динамизм правовой системы не предполагает приостановку этой работы);
- экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных действий, поэтому повышение ее производительности, а также возможное снижение издержек может ее удешевить);
- доступность (поскольку юридические документы затрагивают интересы людей, следует думать о том, как расширить и сделать достаточно легким пользование ими);
- демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет более подходящей);
- гласность (процесс и результаты работы по систематизации полезно делать достоянием общественности, поскольку правовые акты затрагивают их интересы);
- профессионализм (желательно, чтобы систематизаторе кой работой занимались знатоки этого дела);
- научность (привлечение разработок ученых в области систематизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи).
Выполнение всех перечисленных принципов позволит достичь наилучшего результата в процессе проведения систематизации.