Россия - социальное государство

Россия — социальное государство. Статья 7 Конституции РФ

В социальном государстве государственная власть действует в соответствии с принципами социального партнерства, социальной справедливости и социальной ответственности.

Определение Российского государства как социального тоже составляет одну из основ конституционного права.

Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Имеется в виду не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия:

  • каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
  • каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;
  • нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Выполнение этих требований требует долгой и кропотливой работы всех граждан, проживающих в России.

Статья 7. Конституция РФ

Конституция в ст. 7 закрепляет главную направленность политики социального государства — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Эта же статья определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, а именно:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по созданным для себя законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, социальных благ остается мало и распределять больше приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды.

Таким образом, поставлена задача построения такого государства, которое отвечало бы всем мировым критериям достойной и свободной жизни человека. Пока же наша страна находится лишь на начальном этапе такого социального развития. Однако следует иметь в виду, что решение проблем социального государства возможно при наличии политической воли руководства государства и прежде всего законодательного органа, который должен установить минимальную заработную плату не микроскопического уровня, а выше минимального прожиточного уровня, как это сделано во всех цивилизованных странах. В равной мере это относится и к пенсиям, которые в среднем в два раза ниже минимального прожиточного уровня. Однако, как неоднократно заявляли руководители страны, в 2010 г. пенсии и минимальные зарплаты должны в два раза превысить минимальный прожиточный уровень.

Конституционные основы социальных отношений

Социальное государство характеризует взаимоотношения личности и государства в условиях частной собственности на средства производства и рыночной экономики.

По вопросу взаимоотношений личности и государства в теории конституционного права были и есть две основные концепции.

Наиболее видными представителями теории индивидуальной свободы были А. Смит, Дж. Милль, Б. Констан, Дж. Локк. Основная идея этой концепции — верховенство экономических прав личности во взаимоотношениях с государством. Государство должно и обязано не вмешиваться в реализацию экономических прав и свобод и обеспечить полную свободу их осуществления.

Сторонники этой концепции понимали, что неограниченные экономические свободы порождают неравенство. Однако высшей ценностью они считали именно свободу, полагая недопустимым любое вмешательство государства в рыночные отношения во имя справедливости и равенства. По их мнению, это противоречит принципам и структурам свободного рынка. Так, Б. Н. Чичерин в работе «Собственность и государство» писал, что если бы государство вместо установленной одинаковой свободы для всех вздумало обирать богатых в пользу бедных, то это было бы не только нарушением справедливости, но и извращением коренных законов человеческого общежития.

Сторонники иной концепции полагают необходимым сочетать свободу с равенством индивидов. А. Токвиль отмечал, что стремление людей к равенству значительно сильнее их стремления к свободе, и если они не получат равенства в свободе, они готовы получить его в рабстве.

Современные сторонники этого течения в научной мысли призывают к выравниванию социального положения людей (Дж. Ролз, К. Джснкинс). И государство должно играть значительную роль в решении этой задачи. Социальное государство является воплощением возникающей и эволюционирующей в процессе развития политико-правовой мысли идеи о «справедливом государстве», деятельность которого направлена на установление и поддержание баланса между интересами различных социальных групп и заботу о представителях наименее защищенных членов общества.

Роль социального государства состоит в обеспечении социальной справедливости, равноправия, утверждении нравственных отношений между людьми.

Баланс между рыночной свободой и воздействием государства на экономику в целях решения социальных задач труднодостижим. Обеспечение высоких социальных расходов путем повышения налогообложения со временем становится тормозом развития производства. Это влечет вынужденное сокращение социальных программ. Затем наступает период, требующий увеличения социальных расходов в связи с ростом необеспеченности части общества. Поиск баланса между непрерывным ростом народного богатства, развитием производства с расширением социальной функции государства — важнейшая проблема современности.