Основные принципы федеративного устройства РФ

Конституция РФ закрепляет принцип федерализма в качестве одного из базовых для конституционного строя. Федерализм позволяет обеспечить децентрализацию государственной власти и управления, эффективное распределение полномочий между центром и субъектами на основе сотрудничества и взаимной ответственности сторон.

Государственное (федеративное) устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, в том числе входящих в основы конституционного строя.

Принципы федеративного устройства РФ:
  • государственная целостность РФ;
  • единство системы органов государственной власти;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • равноправие и самоопределение народов в РФ.

В этом ряду следует выделить еще принцип — национально-территориального устройства. А ст. 69 Конституции содержит принцип свободного развития коренных малочисленных народов.

Принцип государственной целостности

Это один из основных принципов федеративного устройства России. Россия является не просто суммой составных частей, а единым, целым государством, которое сложилось в результате длительного исторического развития. Субъекты Федерации выступают в качестве его частей, которые стремятся к единству в государственной, политической, социально-экономической и иных областях. Государственная целостность обеспечивается деятельностью всего государственного механизма, а также отсутствием у субъектов одностороннего права выхода (сецессии) из состава Федерации.

Единство системы государственной власти

Этот принцип определяет характер осуществления власти в федеративном государстве. Наряду с распространением власти Российской Федерации на всей ее территории, на территорию каждого из субъектов Федерации распространяется власть этого субъекта. Осуществление власти на каждом уровне осуществляется в соответствии с принципами разделения властей, а также разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Единство обеспечивается также наличием в составе федерального парламента одной из палат (Совета Федерации), которая представляет интересы субъектов Федерации, и закрепленным в Конституции Российской Федерации единством системы исполнительной власти по вопросам исключительного федерального, а также совместного ведения. Эту систему образуют органы исполнительной власти обоих уровней — Федерации и ее субъектов.

Разграничение предметов ведения

Важнейшим принципом федерализма является конституционное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71, 72, 73). В российской модели федеративного государства установлено три сферы компетенции: федеральная, субъектов Российской Федерации и совместного ведения.

По вопросам исключительного ведения Российской Федерации правовое регулирование и практическое осуществление властных полномочий осуществляются федеральными органами государственной власти. К этой группе полномочий ст. 71 Конституции РФ. в частности, относит принятие и изменение Конституции России и федеральных законов, федеративное устройство и территорию, управление федеральной собственностью, федеральный бюджет, внешнюю политику, оборону и безопасность, уголовное, гражданское законодательство и некоторые другие вопросы.

По вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов работа осуществляется совместно, причем приоритет в случае возникновения разногласий принадлежит Российской Федерации. К таким вопросам ст. 72 Конституции России относит обеспечение соответствия законодательства субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, административное законодательство, кадры правоохранительных органов, защиту прав и свобод человека и гражданина, природопользование, координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и другие.

В сферу исключительного ведения субъектов Федерации входят все иные вопросы, не вошедшие в две предыдущие. Здесь субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование и осуществление власти (например, административно-территориальное устройство субъекта), а в случае противоречия с федеральным законом действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

Конституция РФ определила три способа правового регулирования объема полномочий Федерации и ее субъектов: конституционный, законодательный и договорной (ч. 3 ст. 11, ст. 76).

Равноправие и самоопределение народов РФ

Равноправие в государственном устройстве как принцип государственного устройства означает равноправие, во-первых, народов, а во-вторых, субъектов Федерации.

Россия — многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народов является одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантирует народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.

Более 170 народов, проживающих на территории России, пользуются равными правами во всех областях государственного строительства и общественной жизни. Право на самоопределение выражается в праве самостоятельно и свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. В то же время реализация народом права на самоопределение не может ущемлять права человека или нарушать территориальную целостность и политическое единство суверенного государства.

Равноправие субъектов Федерации

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все они равны и никакой субъект не должен иметь преимуществ перед другими.

Наличие единого гражданства

Определяет единство статуса гражданина Российской Федерации вне зависимости от факта его проживания на территории того или иного субъекта Федерации. Единое гражданство в федеративном государстве способствует его суверенитету и целостности.

Принцип национально-территориального устройства

Российская Федерация создана на основе смешанного национально-территориального принципа и включает шесть видов субъектов. Соответственно по национальному принципу образованы республики и автономная область; по территориальному принципу — края, области и города федерального значения. Ко времени вступления в силу Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация состояла из 89 субъектов, но в последнее время состав субъектов Российской Федерации претерпел существенные изменения в связи с начавшимся процессом объединения субъектов Российской Федерации и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации. С 1 января 2008 г. в составе Российской Федерации находится 83 субъекта. В 2019 году в России насчитывается 85 регионов — субъектов Российской Федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Конституционно-договорный способ закрепления федеративных связей

Взаимоотношения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между самими субъектами могут строиться не только на основе конституционных положений, но и на основе договоров. Среди таковых можно отметить Федеративный договор от 31 марта 1992 г., а также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеразьными органами государственной власти и органами власти конкретных субъектов Российской Федерации.