Муниципальное право

Муниципальное право как отрасль права

Grandars Правоведение Муниципальное право

Понятие «муниципальное право» применяется в трех значениях:

  • муниципальное право как одна из отраслей российского права — это значение, в котором данное понятие используется в настоящей главе (более точно говорится об отрасли муниципального права России);
  • понятие «муниципальное право» может означать и одну из отраслевых юридических наук, которая занимается прежде всего изучением общественных отношений, связанных с местным самоуправлением (более точно, наука муниципального права);
  • понятие «муниципальное право» может означать учебную дисциплину, которую изучают студенты юридических факультетов вузов (более точно, учебная дисциплина «Муниципальное право»).

Муниципальное право считается самостоятельной отраслью российского права, поскольку имеет самостоятельный предмет и метод регулирования.

Понятие муниципального права

Концепция муниципального права как комплексной отрасли права начала развиваться в середине 1990-х гг. Правовой основой этого процесса служит становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Сам факт базирования муниципального права на местном самоуправлении как самостоятельном институте власти дает основания отнести муниципальное право к самостоятельной отрасли права.

Муниципальное право традиционно определяется как комплексная отрасль права. Оно рождалось на стыке нескольких отраслей: конституционного права, административного права, хозяйственного права, финансового права, земельного права, экологического права и др.

Муниципальное право — это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на осуществление местного самоуправления непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Комплексность муниципального права как отрасли российского права характеризуют уставы муниципальных образований, являющиеся актами учредительного характера, обладающими высшей юридической силой по отношению к другим муниципальным правовым актам.

Комплексность муниципального права обеспечивает муниципальный режим. Комплексность муниципально-правового режима проявляется в сочетании императивного и диспозитивного способов правового регулирования.

Специфической особенностью муниципального права как комплексной отрасли права является тот факт, что отраслевые правовые нормы реализуются на территории муниципальных образований. Кроме того, данные нормы применяются специальными субъектами, которые являются субъектами муниципального права.

В последнее время в научной литературе уделяется значительное внимание вопросам предмета и метода муниципального права.

Предмет муниципального права

Муниципальное право — отрасль права, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности муниципальных (местных) органов, а также реализации форм непосредственной демократии.

Ранее было показано множество подходов к определению термина «местное самоуправление». Каждому пониманию этого термина соответствует собственное определение предмета муниципального права. Так, под предметом муниципального права понимают:

  • общественные отношения в системе местного самоуправления;
  • общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления;
  • удовлетворение социально-экономических потребностей населения на местном уровне собственными усилиями;
  • общественные отношения, возникающие на местном уровне жизни общества;
  • отношения, возникающие в процессе реализации права населения на местное самоуправление;
  • местные самоуправленческие отношения.

Под предметом муниципального права следует понимать совокупность общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления (местной публичной власти).

Отношения эти имеют комплексный характер, равно как и сама отрасль права, состоящая из групп совокупности норм.

Предмет муниципального права составляют следующие группы отношений:

  • отношения, возникающие в процессе осуществления принадлежащей народу власти (при использовании форм непосредственной демократии);
  • возникающие в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления, связанные с разделением полномочий между главой муниципального образования, представительными и исполнительными органами местного самоуправления;
  • возникающие в связи с установлением территориальной основы местного самоуправления;
  • возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местного бюджета, установлению и взиманию местных налогов и сборов, иные отношения, связанные с управленческой и контрольной деятельностью;
  • по поводу обязательств муниципальных органов перед органами государственной власти и обязательств органов государственной власти по отношению к муниципальным органам; договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов;
  • связанные с реализацией гарантий на осуществление местного самоуправления;
  • вытекающие из ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами;
  • связанные с осуществлением полномочий по управлению муниципальным хозяйством, социально-культурной сферой, обеспечению законности и правопорядка.

Метод муниципального права

В муниципальном праве метод правового регулирования имеет комплексный характер, что обусловлено комплексностью как самих норм права, так и регулируемых ими групп общественных отношений.

Метод правового регулирования в муниципальном праве можно определить как способ воздействия норм публичного и частного права на группы общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления.

Каждая профилирующая отрасль права имеет свои методы правового регулирования. Муниципальное право, будучи комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в разных отраслях. Поэтому правовое регулирование в ней основано на сочетании частноправового (диспозитивного) и публично-правового (императивного) методов. В целом для местного самоуправления как публично-правового института характерно преобладание публично-правовых методов, хотя предметная деятельность органов местного самоуправления, связанная с реализацией их компетенции, регулируется частноправовыми методами.

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правового регулирования. В теории государства и права выделяют три способа правового регулирования:

  • дозволение — предоставление лицу права на определенное собственное поведение, совершение тех или иных действий;
  • запрещение — возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий;
  • обязывание (предписание) — возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных активных действий.

Для метода муниципального права как комплексной отрасли характерно ориентирование на дозволение и обязывание. Большое значение имеет использование метода рекомендаций. Иными словами, муниципальное право отличается от других отраслей права сочетанием императивного и диспозитивного методов регулирования отношений. Его специфика как раз и состоит в комбинации различных способов правового регулирования, свойственных другим отраслям права, применительно к разным объектам муниципальной действительности.

Местное самоуправление — это форма реализации власти народа. Законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законами. Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права.

Используются в муниципальном праве и запреты — способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Так, ст. 133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления; ст. 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

Кроме императивного и диспозитивного методов, в муниципальном праве используется метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления.

0.061 сек.