Охрана и защита конституции

Правовая охрана Конституции РФ

Особая правовая охрана Конституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.

Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.

Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.

Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ:

  • издает акты официального толкования конституционных положений;
  • проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ;
  • в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие;
  • проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции РФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Понятие охраны и защиты конституции

Конституция не реализуется автоматически. Процесс осуществления конституционных установлений нередко дает сбои и может быть нарушен умышленно либо в силу правоприменительной ошибки. Поэтому должны существовать их эффективная охрана и защита.

В литературе нет однозначного понимания охраны и защиты конституции. В первом приближении указанные понятия могут использоваться как равнозначные. Именно так чаще всего указанные понятия (термины) употребляются в Конституции РФ и в текущем (отраслевом) законодательстве. Однако известное различие между ними можно провести по следующим основаниям. Охрана конституции осуществляется путем установления в самой конституции, в законах и иных нормативных правовых актах мер профилактики и способов выявления конституционных нарушений, мер их пресечения, средств защиты и мер конституционной и иной ответственности в целях восстановления нарушенных конституционных установлений и наказания виновных за конституционные нарушения. Защита конституции непосредственно связана с активными действиями как потерпевших от конституционных нарушений но использованию средств защиты, так и уполномоченных компетентных органов и должностных лиц по применению разнообразных по назначению мер юридической ответственности к тем, кто совершил конституционные нарушения. Таким образом, защита составляет часть охраны конституции. Правозащитная деятельность завершает достижение конечной цели правоохранительной деятельности.

Правозащитная деятельность, составляющая существенную часть правоохранительной деятельности, имеет свои специфические особенности, связанные с основаниями се наступления, целями осуществления, с субъектным составом, участвующим в правозащитной деятельности, с распределением их полномочий, с особенностями процессуального порядка их реализации и другими характеристиками.

В правозащитной деятельности активную роль играет сам носитель права (правомочия), обладающий правом на защиту нарушенного права или полномочия. Основанием появления возможности прибегнуть к защите конституционного установления служит правосудие. Бессмысленно говорить о защите, если нет оснований к этому. Цель конституционно-правовой защиты состоит в устранении препятствий в реализации конституционных установлений, в восстановлении нарушенных прав и обязанностей, а также в наказании виновных правонарушителей в надлежащих случаях.

«Конституционно-правовая защита» — широкое понятие, которое охватывает самозащиту права (полномочия), т. е. совершение фактических действий, направленных на устранение препятствий в их реализации в пределах, установленных законом, а также использование субъектом права на защиту, инициирование обязательной по закону деятельности компетентных органов и должностных лиц в целях применения ими соответствующих мер государственного принуждения для устранения препятствий в осуществлении конституционных установлений; восстановление нарушенного правового состояния, возмещение нанесенного ущерба либо надлежащей компенсации, а также справедливое возмездие (кару, наказание) за совершенное правонарушение. Осуществляя правовую защиту, субъекты конституционного права в равной мере охраняют право и конституцию.

Нельзя противопоставлять реализацию и защиту конституции при всем своеобразии их содержания. Хорошо разработанный механизм защиты конституции уже сам по себе имеет большое воспитательное значение для обеспечения реализации конституционных установлений. Процесс реализации конституции включает и защиту ее в случае нарушения. Зашита, как правило, является стадией реализации, имеющей специальные цели и задачи: обеспечение реальной, наиболее полной и всесторонней реализации конституционных установлений. Правда, не всегда это возможно, например в случаях применения карательных (штрафных) санкций, преследующих цель справедливого наказания за совершенное правонарушение, и профилактики конституционных нарушений.

Охранительные средства и защитная деятельность государства, органов публичной власти, их должностных лиц представляют собой форму активно-властного отношения государства к правонарушениям, их причинам и последствиям в целях реализации конституционных установлений. В этом случае следует отдать предпочтение термину «охранительно-защитная публичная деятельность».

Основными признаками конституционной охранительно-защитной деятельности являются: особый предмет этой деятельности; властность ее осуществления; правовая опосредованность; процессуальная упорядоченность; уполномоченность субъектов, осуществляющих охранительно-защитную деятельность.

Охранительно-защитная деятельность включает такие направления деятельности компетентных органов и лиц, как: профилактика противоправного поведения, пресечение совершаемых правонарушений, процессуальное обеспечение при выявлении правонарушителя и установлении состава правонарушений, восстановление нарушенных правовых состояний, наказание правонарушителей за общественно-опасные конституционные действия.

Меры профилактики, пресечения и процессуального обеспечения по своей природе и назначению являются правообес- псчитсльными мерами, в то время как меры восстановления нарушенных правовых состояний и меры наказания за совершенные правонарушения суть меры юридической ответственности.

Целями охранительно-защитной деятельности служат восстановление нарушенных, деформированных правонарушениями конституционных установлений; возмещение нанесенного ущерба или надлежащей компенсации и справедливое наказание в предусмотренных законом случаях.

Охрана и защита конституции органами публичной власти

Охранять и защищать конституцию призваны все органы публичной власти в рамках предоставленных им законом полномочий и процедур. Органами публичной власти, которые осуществляют охрану и защиту конституции, как показывает мировая практика, являются глава государства; парламент; правительство и иные органы исполнительной власти, входящие в систему исполнительной власти; надзорно-контрольные и правоохранительные органы; органы местного самоуправления; суды.

Деятельность указанных органов власти по охране и защите конституции составляет одно из направлений содержания их основных функций либо самостоятельное направление наряду с другими.

Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) и в силу этого:

  • обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ (ч. 1 ст. 82);
  • в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет пути повышения эффективного действия и реализации Конституции РФ (п. «е» ст. 84);
  • обладает правом отлагательного вето относительно принятых федеральных законов, в том числе по мотивам их несоответствия Конституции РФ (ч. 3 ст. 107);
  • отменяет акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 107);
  • приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции Pel) и законам, международным обязательствам страны или нарушения прав и свобод человека (ч. 2 ст. 85);
  • посредством согласительных процедур разрешает разногласия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 1 ст. 85).