Конституционное право как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), которые содержатся в различных правовых актах — конституциях, законах, декретах главы государства и т. д. и регулируют определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).

Конституционное право как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Конституционное право как учебная дисциплина это предмет преподавания.

Конституционное право зарубежных стран — это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности государственных органов, а также органов местного самоуправления.

Предмет и объект конституционного права зарубежных стран

Предмет конституционного права составляют общественные отношения, регулируемые данной отраслью. Предмет конституционного права охватывает следующие основные общественные отношения:

  • Общественные отношения, связанные с реализацией и охраной прав и свобод человека и гражданина.
  • Общественные отношения, регулирующие принципы (основы) государственного строя страны, на основе которых складываются отношения между государством и гражданами.
  • Отношения, складывающиеся между государством и его составными частями (субъектами Федерации, автономными образованиями, административно-территориальными единицами).
  • Устройство государственной власти (закрепление принципов организации государственных и местных органов, виды органов, их правовой статус, полномочия, порядок образования, издаваемые ими нормативно-правовые акты).

Субъекты конституционного права в зарубежных странах

В результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сторонами возникают конституционно-правовые отношения. Объект этих отношений — реальное благо (что-то получить, совершить или избежать вредных последствий). Их участники называются субъектами конституционного права. В конституционном праве деления субъектов правоотношений на физических и юридических лиц, как, например, в гражданском праве, недостаточно. В нем принята своя классификация.

В наиболее обобщенном виде в число субъектов конституционного права зарубежных стран включаются:

  • социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение в соответствии с принципами международного права и в рамках конституции государства, классы в странах тоталитарного социализма и др.);
  • государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии или территориальные автономные образования в Китае);
  • основные органы государства (император в Японии, президент в США, Парламент в Великобритании, Кабинет министров в Украине, Конституционный суд в Германии, народный защитник в Испании и т. д.);
  • общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т. е. те, которые участвуют в политике, публичной деятельности, а не занимаются, скажем, извлечением прибыли в качестве своей основной деятельности, как акционерные общества (например, партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства в Бразилии, или группы избирателей (100 тыс. чел.) в Швейцарии, обладающие правом народной законодательной инициативы);
  • депутаты представительных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительной власти;
  • органы местного самоуправления и управления (например, советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции);
  • индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством — каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных прав).

Наука конституционного права в зарубежных странах

Наука конституционного права прошла длительный путь развития. Ее отпочкование в самостоятельную научную отрасль произошло позже, чем некоторых других юридических наук (например, гражданского, уголовного права). Основы этой науки заложила блестящая плеяда мыслителей разных времен, а создавали и развивали науку ученые-конституционалисты, включая российских. Многие научные идеи были заложены также в текстах законов, являясь обычно коллективным творчеством.

Конституционное право как наука — совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного права в зарубежных странах — нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Главным юридическим источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран служит конституция — основной закон государства (исключение составляют некоторые мусульманские страны, где основным источником считается Коран). На локальном уровне — в субъектах федерации, редко — в автономных образованиях могут быть свои конституции (штатов в США, Занзибара в Танзании, Автономной Республики Крым в Украине).

К другим источникам конституционного права зарубежных стран относятся:

  • законы — конституционные (вносят изменения в конституцию, дополняют ее или изначально бывают частью неконсолидированной конституции), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом, например закон о гражданстве), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только в особых условиях, на короткий срок, обычно на 30-60 дней, хотя и с правом парламента продлить этот срок). По источникам происхождения различаются парламентские, референдарные (принятые на референдуме) законы, законы надпарламентских и подпарламентских органов (в единичных странах есть особые структуры, стоящие выше парламента, который является их составной частью, в других странах законы по некоторым вопросам могут издавать постоянные комитеты или «решающие комиссии» парламента, о них речь пойдет ниже). Есть и другие классификации. В Австрии различаются конституционные и основные законы, в Израиле — основные и обыкновенные, в Бразилии особо выделяются дополняющие (конституцию) законы; во Франции и в Китае возможны экспериментальные законы и т. д.;
  • внутригосударственные публично-правовые договоры (например, соглашение о разделении Чехословакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Словакию; договор Франции с ее бывшей колонией Новой Каледонией 1998 г., согласно которому последней передаются некоторые полномочия органов государства (заключен на 20 лет); договор 1998 г. между германскими землями Саксонией и Бранденбургом об изменении границ);
  • регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты и подписи главы государства (Германия), либо в форме закона при однопалатном (Китай), а иногда как закон и при двухпалатном парламенте (Канада, Польша, Япония);
  • акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительств, реже — акты министров). Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются главой государства или правительством на основе рассматриваемого ниже делегирования им полномочий парламентом (как, например, в Польше) либо на основе принадлежащей им по конституции регламентарной власти (Италия));
  • акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;
  • судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) — решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;
  • конституционные обычаи — сложившиеся в процессе единообразной деятельности органов государства правила, имеющие устный характер, опирающиеся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующиеся судебной защитой в случае их нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламентов и правительств Великобритании, Новой Зеландии, где, как считается, существуют неписаные конституции. Ссылка на обычное право при наследовании трона содержалась, например, в Конституции Лесото 1953 г. В Конституции Афганистана 2004 г. говорится о необходимости учитывать обычаи при решении судом дел;
  • религиозные источники. В некоторых мусульманских странах (Саудовская Аравия, Оман, Иран и др.) это Коран и в меньшей степени Сунна — другая священная книга (жизнеописание пророка, составленное на основе воспоминаний его ближайших сподвижников);
  • правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах, например в Великобритании, Норвегии, Дании; в некоторых мусульманских странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по толкованию Корана и Сунны).
    В странах классического мусульманского права в какой-то мере источником права может быть также фетва — разъяснение или решение, данное знатоком мусульманского права — факихом. Если такой знаток — руководитель государства (например, в Иране), фетва приобретает непререкаемый характер;
  • международные правовые акты. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций (утверждение, восприятие государствами) в 1976 г. (далее — Международные пакты о правах человека).

Во многих развивающихся странах принципиальные вопросы (например, реорганизация федерации в Нигерии, изменение формы правления в Эфиопии) в прошлом регулировались актами (декретами, прокламациями и др.) военных и революционных советов — временных органов власти, создававшихся после очередного военного переворота. Такие акты принимаются при военных переворотах и теперь. Иногда важнейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Замбия и др.).