Конституционное право

Конституционно-правовые отношения

Grandars Правоведение Конституционное право

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, которые урегулированы нормой конституционного права и содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Конституционно-правовые отношения — массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъектный состав; значительное число видов.

Содержание

Действие нормы (при наличии юридического факта) создает между участниками (субъектами) определенные взаимосвязи, отношения, порождает взаимные права и обязанности.

Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений.

Материальное содержание этих отношений может быть различным (например, предоставление государственной пенсии).

Юридическим содержанием конституционно-правовых отношений является юридическая связь между их субъектами, которая выражается в форме взаимных (иногда — односторонних) прав и обязанностей, предусмотренных правовой нормой.

В отличие от некоторых других отраслей права, где среди субъектов правовых отношений выделяют обычно физических лиц (индивидов) и юридические лица, в конституционном праве приняты иные градации:

  • социальные, национальные и иные общности (народ, которому принадлежит народный суверенитет; определенные этнические группы, имеющие право на самоопределение, но в составе Российской Федерации; публичные территориальные коллективы, создающие местное самоуправление, и др.);
  • государство и государственные образования (субъекты РФ), между которыми возникают конституционно-правовые отношения, например по вопросам изменения административных границ субъектов РФ;
  • структурированные объединения граждан (в отдельных случаях и неграждан), например партии, которые вправе выдвигать кандидатов на выборах, инициативные группы граждан, которые вправе инициировать референдум, и др.; публичные собрания, митинги, демонстрации тоже являются в известной мере структурированными объединениями (в отличие, например, от толпы), поскольку их создание подчиняется особым правилам, у них есть руководство (организаторы), определенные права (например, охрана законного митинга милицией от насильственных посягательств оппонентов);
  • органы государства (Российской Федерации), субъектов РФ и местного самоуправления, а также должностные лица, обладающие конституционно-правовыми полномочиями (таковы, например, отношения между Государственной Думой и Правительством РФ, которое представляет ей ежегодные отчеты, между Законодательным собранием Ивановской области и муниципальным советом одного из районов по поводу переданных ему полномочий государственного характера, Президентом РФ и губернатором Кировской области и т. д.);
  • депутаты представительных органов, обладающие правом запроса к администрации (правительству, губернатору и др.), а представители последней обязаны дать ответ в установленные сроки;
  • субъекты конституционно-правовых отношений в избирательном процессе (например, избирательная комиссия, доверенные лица кандидатов, наблюдатели);
  • физические лица (прежде всего граждане, а в отдельных случаях иностранцы и лица без гражданства, например, в случаях подачи заявлений о предоставлении права убежища).

Возникновение, изменение и прекращение

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.

Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Виды

Виды конституционных правоотношений:

  • конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);
  • правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения:

  • связанные с установлением конституционных основ гражданского общества;
  • конституционного строя РФ;
  • регулированием правового статуса личности РФ.

Конституционные установления реализуются в форме общих и конкретных конституционно-правовых отношений. Общие конституционно-правовые отношения выражают правовое состояние субъектов, их взаимоположение относительно друг друга, ответственность друг перед другом и государством.

Конституционные нормы реализуются в форме конкретных конституционно-правовых отношений. Общие и конкретные конституционно-правовые отношения являются основой возникновения и развития иных отраслевых правоотношений.

Конституционно-правовые отношения бывают активного и пассивного типа. Конституционно-правовые отношения активного типа складываются на основе обязывающих и управомочивающих норм, требуют от субъектов права совершения положительных действий, без которых интересы управомоченного не могут быть удовлетворены. Конституционные правоотношения пассивного типа складываются на основе запрещающих норм.

Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений

Субъекты конституционных правоотношений:

  • физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);
  • государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ);
  • общественные объединения.

При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти — подчинения».

Главным субъектом конституционно-правовых отношений является народ. Как определенная историческая общность народ является источником и суверенным носителем власти во всех формах ее проявления. Право участвовать в свободных выборах, право выражать свою волю путем референдума принадлежат исключительно народу. Народ выступает преимущественно как участник общих конституционно-правовых отношений и в таком качестве связан со всеми основными видами субъектов конституционного права. Народ выступает и как участник конкретных конституционно-правовых отношений, возникающих, например, при формировании органов государственной и муниципальной власти, в процессе проведения всенародного обсуждения и референдума.

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают нации, народности, национальные меньшинства, в том числе коренные малочисленные народы.

Объекты

Объект конституционных отношений — предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Конституционно- правовые отношения включают разнообразные материальные и нематериальные объекты, по поводу которых субъекты вступают в определенные правовые связи. По существу, это те явления, предметы окружающего мира, на которые направлены права (полномочия) и обязанности. Конституция содержит широкий перечень объектов общих и конкретных конституционно-правовых отношений: основы конституционного строя; человек, его права и свободы; полновластие и самоуправление народа; национальный и государственный суверенитет; федерализм; демократия, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; конституционность и законность; мир и международное сотрудничество и др. Объекты конституционно-правовых отношений играют важную роль в обеспечении связи между их участниками в реализации ими своих законных интересов.

Основными видами объектов конституционно-правовых отношений являются:

  • государственная территория и ее границы;
  • материальные блага (природные ресурсы, средства государственной казны);
  • поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т. д.);
  • деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций;
  • правовые акты, например ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах;
  • личные неимущественные блага (принадлежность к религии, честь, достоинство, неприкосновенность).
0.051 сек.