Государственное регулирование — это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.
Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:- Создание условий цивилизованного функционирования рынка:
- определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления
- создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров
- защита интересов и прав потребителей
- установление стандартов и мер
- предупреждение споров между предпринимателями
- Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса
- Решение макроэкономических проблем:
- пропорциональность развития экономики
- темпы экономического роста
- объем национального производства
- внешнеэкономические связи страны
- уровень занятости и социальная защита населения
Контроль и последующее гос.регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный.
Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развиной инфраструктуры.
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено:
- Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем
- Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности
- Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений
- Контролем за использованием общенациональных ресурсов
- Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения
- Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение
- Информационное обеспечение и конроль за выполнением нормативов и ограничений
- Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массвой информации.