Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена, поэтому на поддержание конкуренции и ограничение монополии и направлена политика антимонопольного законодательства.

Основные нормы антимонопольного регулирования экономики содержатся в федеральном законе "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", а также в нормативных актах Центрального банка РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Виды монополистической деятельности

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке или нарушение установленных норм антимонопольного законодательства.

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке аналогичных товаров, если доля его товаров превышает 50%.

Злоупотребление доминирующим положением проявляется в:

  • Изъятии товаров из обращения для создания дефицита
  • Навызывание контагенту невыходных условий договора, и включение в договор дискриминирующих условий и положений.
  • Создание препятствий для выхода на рынок других хозяйствующих субъектов

2. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Запрещаются и признаются недействительными соглашения хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашение ведут к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут относятся: установление цен, тарифов, скидок и надбавок, раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или кругу продавцов.

3. Акты, действия и согласованные действия органов власти, направленные на ограничение конкуренции.

Формы недобросовестной конкуренции

1. Распространение ложных или искаженных сведений, способствующих причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

2. Введение потребителя в заблюждение относительно потребительских качеств товара, места и способа его изготовления.

3. Незаконное получение, использование и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну.

Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом — Федеральной антимонопольной службой.