Административное право — одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
Сущность
Является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес.
Обеспечивает интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д..
Составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.
Предмет
Предмет правового регулирования в административном праве включает в себя:
- управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;
- управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;
- управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований.
Предметом административного права как отрасли права являются общественные отношения в сфере государственного управления, в пределах которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами. Закрепляя правила поведения в области государственного управления, административное право придает управленческим отношениям статус правоотношений. Специфика административных правоотношений — наличие специальных субъектов — органов исполнительной власти или иных исполнительных органов.
Воздействие
Воздействие административного права на общественные отношения:
- регулирует отношения во всех сферах общественных отношений — в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;
- определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
- устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);
- за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.
Признаки
Административному праву присущи следующие отличительные признаки:
- оно обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач;
- оно использует возможности властного воздействия на подчиненных субъектов права;
- оно направлено на организацию и функционирование государственной власти, государства и его органов;
Методы
Методы административного права:
- метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
- метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;
- метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;
- метод равенства — в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;
- метод дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
- метод запрета — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Источники
Источники административного права — это различные административно-правовые нормы. Многообразие общественных отношений с участием исполнительной власти порождает большое количество административно-правовых норм, которые отражены в нормативных актах.
К таким актам относятся:
- Конституция Российской Федерации (ст. 77 посвящена формированию системы органов государственной власти; ст. 110 — 117 — формированию и функционированию исполнительной власти в РФ — правительству РФ; ст. 71-73 — разграничению предмета ведения между федеральными органами и органами субъектов РФ).
- Законодательные акты — законы, принимаемые Федеральным собранием РФ, и постановления его палат — Совета Федерации и Государственной думы.
- Указы президента, имеющие нормативный характер.
- Постановления правительства РФ, имеющие нормативный характер.
- Приказы, постановления государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Российской Федерации.
- Законодательства республик в составе РФ, указы президентов, постановления правительств, акты министерств и ведомств этих республик.
- Постановления и распоряжения глав администраций.
- Акты органов местного самоуправления.
- Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений.