
Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.
Объективная реальность — объективное существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека.
Имеется, кроме того, действительность (реальность) и другого типа: так, ученый или инженер могут ясно представлять себе будущую установку, ее составные части, последовательность ее работы, а учитель, планируя урок, намечает что и как объяснять, кого опросить и т. п. Такой, пока лишь придуманный урок или агрегат, тем не менее, существует, имеет место быть в сознании их создавших. Эти явления существуют, но не в объективной, а в субъективной реальности.
Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.
Хотя с помощью «чистой» мысли или воображаемого образа нельзя забить гвоздь или приготовить обед, но мысли, образы, чувства и желания могут заставить человека все это сделать, могут изменить всю его жизнь и жизнь других людей, т. е. могут оказаться не менее значимыми, чем материальные явления, например, землетрясения.
Следовательно, существующая вне человеческого сознания объектная реальность, а также субъективная реальность, являющая продуктом сознания, несмотря на их значительные отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек как существо, принадлежащее и объективному (в силу своей телесности) и субъективному (как обладатель сознания) миру.
Бытие является единством субъективной и объективной реальности.
Человек и его мир в этой схеме — это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек — центр бытия, а его судьба — ядро философской проблемы бытия в целом.
Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
Поскольку человек выступает как пересечение объективной, субъективной и исторической реальностей, то смысл (цель, оправданность) бытия, философская проблема бытия раскрывается для человека как ответы на три вопроса, сформулированные И. Кантом: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» Вариантов ответов на эти вопросы столько, сколько существует философских систем.
